САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.
Промышленность

18.09.12

Плавучая АЭС бросает «мертвый» якорь

Лев Жуков

Морские вести

 О плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) многие, наверное, слышали хотя бы потому, что государственная корпорация «Росатом» занимается внедрением этого проекта в жизнь уже более 6 лет. И сегодня на Балтийском заводе достраивается первая в мире плавучая атомная станция «Академик Михаил Ломоносов».

 В 2014 году она должна встать у берегов Камчатки в заливе Крашенинникова у города Вилючинска. Со временем Росатом обещает расставить ПАТЭС на всем протяжении Северного морского пути. Атомные «поплавки» ожидают нефтяники и газовики: ПАТЭС может работать в самых суровых условиях почти 36 лет, и 12 из них – без «перезарядки».

Можно ли обогреть тундру?

Разработкой плавучих атомных станций еще в 1970-х занимались советские инженеры. Проект носил название «Памир» и должен был обеспечивать электричеством удаленные районы СССР.

 – В России две трети территории находится вдали от мощностей большой энергетики, – рассказывает доктор технических наук, профессор, заместитель директора ВНИИ атомного машиностроения Игорь Острецов. – Нехватка углеводородного топлива каждую зиму вызывает сильную головную боль у жителей отдаленных территорий. На Крайнем Севере и Камчатке, в районах Сибири и Дальнего Востока транспортная составляющая в цене органического топлива – угля, газа и мазута, – используемого на электростанциях, достигает 60%. Тянуть газопровод в отдаленные регионы очень дорого и трудоемко. Как же быть? И группа экспертов Минатома (сегодня – Росатом) предложила использовать АЭС малой мощности на основе реакторов судовых и корабельных атомных энергетических установок. Основание – постановление Правительства РФ от 9 июня 1992 года № 389 «О путях преодоления кризиса топливного энергетического комплекса Дальнего Востока и Восточной Сибири». Были проведены конкурсы на лучший проект атомной станции малой мощности и выбраны десятки населенных пунктов для размещения этих станций, как стационарных, так и плавучих. Анализ энергообеспечения российского Севера и Дальнего Востока, проведенный атомщиками в 1994 году, показал, что руководство более 80 населенных пунктов этих регионов согласно на использование атомной энергетики. В марте 1998 года «Норильский никель», Минатом и администрация Таймырского автономного округа подписали «Ходатайство о намерениях строительства атомной теплоэлектростанции на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ 40С в районе Дудинки. Но планы так и остались нереализованными – не хватило денег. Между тем работа над проектом продолжалась. И в октябре 2002 года был утвержден технический проект плавучей АТЭС, пройдены все экспертизы и согласования, включая государственную экологическую экспертизу, получены лицензии Госатомнадзора и Ростехнадзора. В мае 2005 года коллегия Росатома приняла решение о строительстве головной плавучей АТЭС ММ (малой мощности).

ОПРЕСНЕНИЕ МОРСКОЙ ВОДЫ

Что же такое плавучая атомная станция? – Это своего рода баржа величиной с 10-этажный дом. Ее водоизмещение 21 500 тонн, ширина 30 м, длина 144 м, – рассказывает директор Академии геополитических проблем, профессор, ядерщик Валерий Волков. – Баржа встанет на «мертвых» якорях (такие якоря кидают «наглухо», без подъема). Она буксируется к специально оборудованному пирсу, куда протягиваются линии электропередачи. На судне установят два реактора КЛТ 40С так называемого ледокольного типа электрической мощностью по 35 мегаватт и тепловой 140 гигакалорий в час. Подобные установки проработали 6 тыс. реакторо-лет только на судах ВМФ. На ПАТЭС в качестве топлива используется оружейный уран (40% урана 235), запас которого по 960 кг на каждый реактор. Но специальная охрана объекта не предусмотрена.

 Генеральный директор концерна «Росэнергоатом» Сергей Обозов заявил, что до 2015 года концерн планирует построить флотилию из 7 атомных станций. Особая роль в проекте отведена вопросам безопасной эксплуатации. Технический проект прошел все необходимые государственные экспертизы и получил лицензию на строительство в Ростехнадзоре.

 – К плавучим АТЭС уже проявили интерес Китай, Индия, Таиланд, страны Персидского залива и Северной Африки, – рассказывает директор департамента коммуникаций Росатома Сергей Новиков. – Плавучей АТЭС заинтересовалась и Индонезия. А многим зарубежным странам плавучие станции нужны не столько для выработки тепла и электроэнергии, сколько для опреснения морской воды. Сегодня рынок опреснения очень бурно развивается: в 1995 году его объем составлял $3 млрд в год. К 2015 году, по прогнозам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), он достигнет $12 млрд. По данным ООН, дефицит пресной воды в мире возрастет. Ныне он оценивается в 230 млрд кубометров в год, а к 2025 году может превысить 2 трлн кубометров.

Росатом планирует построить 12 плавучих атомных электростанций на экспорт.

 Что еще   интересно? Французский журнал L’Usine Nouvelle, посвященный промышленности и технологиям, отобрал 30 важнейших публикаций 2010 года, связанных с теми или иными проектами инновационной направленности, научно-технологическими открытиями, промышленными разработками. И плавучая атомная станция попала в список важнейших мировых инновационных разработок. Ко всему прочему, МАГАТЭ прогнозирует, что к 2030 году в мире будет работать как минимум 40 и как максимум 90 таких мини-реакторов. Маленькие АЭС можно будет строить, чтобы подавать электроэнергию в удаленные районы развивающегося мира, на испытывающие энергетический голод промышленные объекты, а также на военные базы, не создавая при этом дорогостоящие сети электроснабжения. Заказчику – концерну «Росэнергоатом» – пришлось менять подрядчиков судостроительной части. Сначала это было объединение «Севмаш», потом заказ передали Балтийскому заводу.

 В июне 2010 года головной энергоблок ПАТЭС «Академик Михаил Ломоносов» был спущен на воду. Представители Росэнергоатома надеялись принять «плавучку» к концу 2012 года, но тут на верфи грянул кризис. Предприятие обанкротилось, и планы оказались сорваны. Впрочем, заместитель гендиректора Росэнергоатома Сергей Завьялов уверяет, что это не влияет на планы поставить проект плавучей атомной станции в серию. Проект скомплектован львиной долей оборудования, выведен на стадию достройки.

 – Все ключевые задачи проекта решены, – считает С. Завьялов. – Осталось только собрать все воедино и инсталлировать оборудование. В самом Росэнергоатоме о конкретных планах по продвижению плавучей АТЭС на мировой рынок пока говорят осторожно. В первую очередь атомщики нацелены на внутренний рынок.

Плавучие АТЭС возле нефтяных вышек

Сегодня плавучая АТЭС – это и центральный элемент российской стратегии освоения огромных энергетических ресурсов Арктики. Поэтому ПАТЭС ждут нефтяники и газовики. Рост добычи нефти и природного газа происходит в основном за счет разработки новых месторождений. В связи с этим возникает проблема их энергоснабжения. Большинство новых месторождений расположено в труднодоступных районах, где добыча полезных ископаемых затруднена из-за сложных климатических условий. И там обычно не развита или полностью отсутствует сетевая инфраструктура. А проведение линий электропередачи в такие районы требует немалых затрат. В скором будущем предполагается начать освоение нефтегазовых месторождений как раз на арктическом шельфе. Возникает вопрос: как обеспечивать энергоснабжение этих нефтяных платформ? Новых решений требуют и уже освоенные месторождения: на многих из них добыча интенсифицируется, причем вследствие увеличения выработанности таких объектов существенно возрастает энергоемкость производства, растут тарифы на электроэнергию, что увеличивает долю энергозатрат в бюджете нефтегазовых компаний. Поэтому практически во всех компаниях нефтегазовой отрасли осуществляются программы по энергосбережению. Сегодня в России потери углеводородного сырья в факелах превышают 10%. При сжигании попутного нефтяного газа в факелах не только теряется ценное углеводородное сырье и бесполезно расходуется энергия горючих компонентов, но и наносится ущерб окружающей среде. Современные технологии утилизации попутного газа позволяют полностью использовать этот нефтяной газ на месторождениях, получая дополнительную электроэнергию, тепло и углеводородные газомоторные топлива. Подобный подход к энергоснабжению считается одним из наиболее эффективных, так как позволяет обеспечить не только энергоснабжение, но и теплоснабжение месторождения. И новым словом в энергоснабжении нефтегазовых месторождений как раз могут стать плавучие атомные теплоэлектростанции. Прежде всего это касается месторождений на шельфе Северного Ледовитого океана. Именно плавучие  АЭС дадут достаточно электроэнергии, необходимой для освоения нефтегазовых месторождений в Баренцевом и Карском морях. Большой интерес к установке плавучих АЭС проявляет Газпром. Для разработки новых месторождений ему необходимо 5 плавучих энергоблоков. Для разработки Штокмановского месторождения потребуются 2 плавучие станции мощностью 200 МВт, а для новых ямальских месторождений – 3 энергоблока. К слову, одна плавучая станция экономит примерно 150 млн. кубометров газа в год. Получается, что за 6-7 лет работы плавучая АЭС полностью окупает себя только на сэкономленном газе.

Сотрудничество с КНР

 Сегодня  российскими плавучими атомными станциями заинтересовался Китай. Россия и КНР уже планируют сотрудничать в области сооружения плавучих АЭС. Помимо привлечения китайского кредита в размере 400 млн. рублей, участие КНР должно было выразиться в том, что именно на китайской верфи планировалось строительство корпусной части судна для плавучей АЭС. Еще в 2005 году шла речь о подписании контракта на 85 млн рублей. Однако тогда российская сторона отказалась от этого договора, и сегодня плавучка  строится без участия Китая. Наши специалисты тогда высказали опасение, что существует возможность «внезапного» выхода китайской стороны из проекта после передачи ей технической документации. Но недавнее 15-е заседание Российско-китайской подкомиссии по ядерным вопросам открыло дорогу совместному сотрудничеству.

 В государственной корпорации «Росатом» оценили перспективы двустороннего взаимодействия как «отвечающие интересам России». И Китаю уже передано предложение создать рабочую группу и начинать проработку вопроса по совместному строительству ПАТЭС. Первую плавучую атомную станцию «Академик Михаил Ломоносов» судостроители Балтийского завода обещают достроить к середине 2014 года. 

 СПРАВКА

Плавучая атомная теплоэлектростанция обладает пятью барьерами радиационной защиты, способна выдержать землетрясение силой 7-8 баллов по шкале Рихтера (макетные испытания показали устойчивость к 9 баллам), скорость ветра до 45 м/с, мощные снегопады и падение на нее самолета (типа Як-40).

назад

Другие статьи
ad_600x150