САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.
"Меченый атом"

01.08.19

"ЛИПУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ" ОТ ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ"

 

Вот уже какой месяц с "театральных площадок" не сходит рекордная долгостройка - плавучая атомная станция "Академик Ломоносов", которая должна была еще в 2014 году обрадовать Камчатку. Но камчадалы восстали против такого подарка. В итоге атомная баржа была обещана Чукотке, куда никак не может добраться. А пора бы: старая Билибинская АЭС работает с перебоями. И плавучая АЭС "Академик Ломоносов", по заверениям атомных генералов, должна заменить энергомощности "антикварной" АЭС в Билибино.

Но, похоже, что если театральная площадка и закроется, то останется театр одного актера, поскольку не первый день на новостных лентах идут сообщения совсем не об "Академике Ломоносове", который как будто бы спит и видит, как прийти в отдаленный угол России, а совсем о других энергетических устройствах.

Вот, к примеру, буквально несколько часов назад появилось такое интригующее сообщение:"Чукотская компания построит энергоцентр за 8 млрд рублей для замещения части мощностей Билибинской АЭС". Но тут нужно напомнить о мощности плавучей АЭС "Академик Ломоносов" - это 70 мегаватт, а вся Билибинская АЭС выдает 48 мегаватт. Еще раньше прошли сообщения, что ГК "Росатом" разрабатывает для нужд Чукотки АЭС малой мощности.

Зачем тогда строили это чудо в атомных перьях размером с десятиэтажный дом за 121 млрд. рублей? И что за спектакль с плавучей АЭС "Академик Ломоносов" продолжает всем нам показывать ГК"Росатом"? Госкорпорация подстраховывается, поскольку не уверена в добрых намерениях атомной баржи?

В этом попытался разобраться корреспондент The Moscow Post.

Плавучая атомная электростанция "Академик Ломоносов" строилась 13 лет. Стоимость атомной баржи - 121 млрд. рублей

Энергоблок в Билибино

Итак, есть некие подробности нового энергетического предложения за 8 млрд рублей. Об этом пишет "Атомная энергия" ООО "Энергоцентр Билибино", принадлежащее Билибинскому району Чукотки, заключило контракт с АО "Чукотская торговая компания" (ЧТК) на проектирование и строительство энергоблока с дизель-генераторными установками в городе Билибино. То есть именно там, где пока работают 4 энергоблока Билибинской атомной станции. Все это следует из материалов сайта госзакупок.

И "Чукотская торговая компания" стала единственным участником электронного аукциона. Контракт заключен по начальной цене - 8,138 млрд. рублей. Определить подрядчика удалось лишь с третьего раза: первые два аукциона остались без заявок.

По данным системы "СПАРК-Интерфакс", АО "Чукотская торговая компания" через АО "Иультинторг" принадлежит некоему физическому лицу.

Нафталиновый проект плавучей АЭС из старых "сундуков" достал бывший глава ГК "Росатом" ((2005-2016 гг.) Сергей Кириенко

Дизель против "мирного" атома

Сюрпризы начали падать на голову Чукотки после того, как ее решили избавить от старой атомной станции в Билибино. Еще в конце 2018 года прошли сообщения, что некая компания "НГ Энерго" строит две дизельных электростанции для Чукотки. Об этом писал, в частности, "Деловой Петербург" в материале "Дизель бьет атом".

Оказывается, "НГ Энерго" по заказу компании "РусГидро" спроектировало две дизельные ТЭС. Они должны заменить мощности Билибинской АЭС, которую обещают отключить от сети в 2019 году. Но есть интересный пассаж в этой новости.

Но кто же проверял, какое землетрясение может выдержать многострадальный "Академик Ломоносов"?

ТЭС якобы должны работать параллельно с плавучей АЭС "Академик Ломоносов". Эксперты полагают, что изобретателей из Петербурга позвали строить две ТЭС, чтобы подстраховать дополнительными мощностями нестандартную плавучую АЭС. Ведь атомный "Академик Ломоносов" пока даже не проходил полноценных испытаний. И никто не знает, как именно он поведет себя в водах Чукотки.

Договор на разработку проектной документации был заключен ПАО "РусГидро" еще в 2017 году.

Две дизельных ТЭС должны, таким образом, заменить Билибинскую АЭС. Это единственная в мире атомная станция, которая с 1974 года работает в условиях вечной мерзлоты. При разработке документации рассматривали варианты использования топлива - нефть или мазут? Но заказчик остановился на дизеле. Эксперты оценивают эти две ТЭС в 4 млрд. рублей.

В правительстве Чукотского автономного округа полагают, что заказчиком, скорее всего, выступит "РусГидро", однако будут использованы деньги Чукотки: власти региона планирует выкупить допэмиссию ПАО на 10 млрд. рублей.

Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" должна прийти в порт Певек в ближайшее время

Но зачем тогда с 2006 года строится плавучая АЭС "Академик Ломоносов"?

Эксперты задаются и таким вопросом: а как покажет себя "Академик Ломоносов" в деле, насколько надежной окажется система подачи электричества на материк? Может быть, на этот вопрос есть ответ у главы Наблюдательного совета ГК"Росатом" Сергея Кириенко?

Плавучую АЭС начинали строить на Севмаше, но потом понтон перевезли в Петербург, на Балтийский завод

Именно г-н Кириенко является "крестным отцом" плавучей атомной станции, хотя атомщики-профи неоднократно предупреждали господина Кириенко, что проект это не только очень дорогой, но и очень опасный. Об этом подробно писали "Аргументы недели" в расследовании "Плавучие АЭС - "хромая утка" Росатома".

"Проект фатально нерентабелен"

Далее. Сами строители предупреждают об опасности проекта. Атомщик Александр Журавлёв занимается проектом плавучей АЭС с 2006 года. Автор этих строк уже дважды помогал инженеру Журавлеву вернуться на работу в Дирекцию по строительству плавучих АЭС, откуда его изгоняли дважды: в 2007 и в 2017 годах. Об этом рассказывала "Версия".

При наших встречах Журавлёв неоднократно подчеркивал, что "проект плавучей АЭС фатально нерентабелен". Мнение атомщика Журавлева поддержал и известный российский ядерщик, учёный с мировым именем, доктор технических наук Игорь Острецов. По его словам, плавучая станция может быть рентабельной только в том случае, если будет обслуживать город с населением в 250 тыс. человек. А на Чукотке сегодня проживают около 49 тыс. человек. В Певеке, куда обещают привести "Академика Ломоносова", сегодня живут около 4800 человек.

Порт Певек

Есть огромные проблемы и со строительством причала и береговых гидротехнических сооружений для атомного понтона. В прошлом,2018 году на строительстве этих объектов работал трест "Запсибгидрострой". И работал скандально: он не платил контрагентам по счетам. Еще любопытная деталь: в конце года стоимость работ вдруг возросла на 1,5 млрд рублей, в том числе был сделан перерасчёт стоимости уже выполненных работ. Но заказ на сооружение причала и гидротехнических сооружений трест получил летом 2016 года. Срок окончания работ - сентябрь 2019 года. Но затем начали возникать "перекуры". И контрагенты треста были вынуждены подать иск о банкротстве треста "Запсибгидрострой". Об этом сообщала "Версия".

А инициатором судебных разборок стал Сбербанк. Должник признал свои обязательства и пообещал выплатить все долги. И тогда Сбербанк отказался от иска о банкротстве.

Еще любопытная деталь. Между трестом "Запсибгидрострой" и Росэнергоатомом было подписано допсоглашение к договору. И стоимость работ по созданию гидротехнических сооружений для "Академика Ломоносова" выросла с 4,4 млрд. рублей до почти 6 млрд. рублей.

Швартовые испытания в Финском заливе

Всё это напомнило историю, как точно так же, год за годом, росла стоимость и самой плавучей АЭС: в 2007 году эта странная посудина с 2 ядерными реакторами оценивалась в 2, 6 млрд. рублей. В 2019 году окончательная цена составила 121 млрд. рублей. Такую цифру назвал ядерщик Александр Журавлев, который занимается этим проектом "с пеленок". Об этом писала "Версия".

Атомный понтон меняют на газовый?

И теперь есть и такие сногсшибательные новости: не так давно на сайте ГК "Росатом" были размещены условия тендера на оказание услуг по сравнительному анализу вариантов развития Чаун-Билибинского энергоузла с учётом перспективных схем энергоснабжения Баимского горно-обогатительного комбината. Речь идёт о сооружении АЭС малой мощности на базе ядерного реактора "РИТМ-200".

Именно эта реакторная установка была в своё время разработана для новых атомных ледоколов "Арктика", "Урал" и "Сибирь".

Для чего же потребовались корабельные атомные установки на Чукотке? Но ведь не раз заявляли, что "Академик Ломоносов" строится для замены Билибинской АЭС и обеспечения энергией Баимского горно-обогатительного комбината. Выходит, планы поменялись?

Вот и в Объединённой судостроительной корпорации признали несовершенство проекта плавучей АЭС. И решили бросить все силы на разработку плавучей теплоэлектростанции (ПТЭС) на сжиженном природном газе. Об этом сообщала "Версия".

К 2020 году обещают подготовить технико-экономическое обоснование. Мощность газовой баржи составит 60 мегаватт.

В ОСК сообщили, что такая плавучая батарейка на СПГ станет реальной альтернативой для проблемной плавучей АЭС. На проект выделили 45 млн рублей.

Макет: плавучая АЭС в Певеке

Госкорпорация "Росатом" прорабатывает идею строительства на Чукотке атомной станции малой мощности (АСММ), которая помогла бы снабжать энергией Баимский горно-обогатительный комбинат, предназначенный для выпуска меди и золота с Баимской рудной зоны. Об этом сообщало "РИА".

Как следует из материалов на сайте госзакупок, компания "Русатом Оверсиз" заказала у Института систем энергетики имени Мелентьева Сибирского отделения РАН сравнительный анализ вариантов развития Чаун-Билибинского энергоузла с учетом перспективных схем энергоснабжения Баимского ГОКа.

Для обеспечения будущего комбината электроэнергией было предложено использовать АСММ с реакторной установкой РИТМ-200. Она могла бы быть построена на площадке Билибинской АЭС.

На Чукотке есть большие проблемы с ЛЭП

В чем опасность?

Но вернемся к плавучей АЭС. Генеральный директор концерна "Росэнергоатом" Сергей Обозов заявил журналистам, что по надежности плавучие АЭС не будут уступать автоматам Калашникова. Хорошо бы!

Но вот мнение адмирала Эдуарда Балтина (ныне покойного), который работал с ядерными энергическими установками на надводных кораблях и подводных лодках. Это мнение адмирал Балтин озвучил при нашей личной встрече. Об этом писали "Аргументы недели".

- Еще в 1989 году, когда я был первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом, на экспертизу прислали техническое обоснование идеи плавучей АЭС. Обратились правильно: мне пришлось принимать все атомные подводные лодки. И такая атомная плавучка от атомохода мало, чем отличается. Но я дал отрицательную оценку проекта. Почему? АЭС планировали строить несамоходной. Это огромный плашкоут. Но для его буксировки пришлось бы организовывать целую операцию: 8-10 мощных морских буксиров. Стоять эта баржа должна на "мертвом" якоре.

Об этом писал сайт "Меченый атом".

А что делать в случае аварии? На атомных лодках, как рассказывал Балтин, действует принцип: командир обязан пожертвовать экипажем, но не подвергать местность радиоактивному заражению. И если ЧП произошло на базе, и подлодка способна идти своим ходом, инструкция требует немедленно уходить в море. На плавучей АЭС таких возможностей нет. Она должна замереть на "мертвом" якоре. И поскольку речь идет об использовании плавучих АЭС в районах Севера, корпуса их должны быть прочными настолько, чтобы противостоять мощным льдам.

Ничего подобного в проекте не было, и нет. Эти сооружения - по мнению Балтина - очень опасны.

Но хорошо, если в "Росатоме" все это, наконец, поняли. И просто продолжают делать хорошую мину при плохой игре. И спектакль под названием "Первая в мире плавучая АЭС" продолжается... А "Росатом", тем временем, подтягивают на Чукотку АЭС малой мощности и дизель-генераторы. Похоже, что этот "Летучий Голландец" доиграет в этом году свой последний театральный сезон. И, скорее всего станет музейным экспонатом в скверах "Росатома"?

И как -то, согласитесь, больше доверяешь Балтину, который принял в свое время десятки подводных атомных лодок, нежели менеджерам "Росатома". Эти горе-менеджеры продолжают вести громкие рекламные акции своего "Липучего Голландца".

Может быть, хватит бросать бюджетные миллиарды на ветер? А следственным органам пора бы, наконец, обратить внимание на этот "проект века", который уже сожрал сумасшедшие "бабки". И продолжает жрать миллионы из бюджета!

А жуткие пожары тушить в стране не получается? И помогать тем, кто пострадал от страшных наводнений тоже?

назад

Другие статьи
ad_600x150