Ежегодно в России совершается около 3 млн преступлений. В результате около 10 млн человек привлекаются в качестве свидетелей. Однако каждый четвёртый позже меняет свои показания: граждане боятся говорить правду, опасаясь мести со стороны преступников. Для того чтобы изменить эту ситуацию, в сентябре 2008 года в системе МВД было создано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

«Наша Версия» узнала, как работает одно из самых секретных подразделений российской полиции. Система защиты свидетелей в России начала действовать с 1 января 2005 года, когда в силу вступил федеральный закон РФ № 119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Закон позволил обеспечить безопасность всем участникам судебного процесса – от эксперта и переводчика до подсудимого, и даже их родных и близких. Впрочем, по подсчётам ВНИИ МВД, в большинстве случаев меры госзащиты всё же применяются в отношении свидетелей.

гражданина могут взять под охрану, приставив двух спецназовцев, которые будут рядом с ним круглые сутки. На практике такие меры применяются в основном к бизнесменам, проходящим по делам о заказных убийствах в качестве потенциальных жертв

 

В МВД утверждают: сегодня система полностью отстроена и успешно выполняет возложенные на неё функции. И в Москве, и в регионах действуют специальные отделы, организующие весь комплекс работы, позволяющий надёжно обеспечить защиту, а иногда и навсегда скрыть важного свидетеля, чьи показания необходимы для торжества правосудия. По понятным причинам подробности работы сотрудников управления являются государственной тайной. Но даже деталей, о которых можно говорить вслух, достаточно для того, чтобы представить масштаб работы полицейских. Достаточно сказать, что только за прошлый год число граждан, взятых под защиту, составило почти 5 тыс. человек.

Умер и воскрес

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд, начальник органа дознания или следователь, но с согласия руководителя следственного органа. Органы защиты рассматривают данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества и осуществляют защитные мероприятия с учётом всех обстоятельств, присущих данному делу. В случае принятия судом решения об осуществлении защиты выносится соответствующее постановление. После чего полицейские определяют комплекс мер, необходимых для гарантированного обеспечения безопасности. Выбор здесь широкий: гражданина могут взять под охрану, приставив двух спецназовцев, которые будут рядом с ним круглые сутки. На практике такие меры применяются в основном к бизнесменам, проходящим по делам о заказных убийствах в качестве потенциальных жертв. Также под охрану может быть взято жилище и имущество «объекта». Но это самые простые решения. В зависимости от степени угрозы в арсенале полицейских есть и другие способы обеспечить безопасность охраняемого лица. Одного или вместе с семьёй под вооружённой охраной свидетеля перевозят в специально предназначенную квартиру. Для этого используются самые современные технические средства, включая бронированные автомобили, оснащённые глушителями сигнала сотовой связи и устройствами для искажения голоса. Порой к работе привлекаются профессиональные гримёры, меняющие внешность «подзащитного» до неузнаваемости. Можно даже сделать пластическую операцию, хотя это крайний случай.

По теме

Но главное – из баз данных удаляются все сведения о человеке, после чего документально он просто перестаёт существовать. Теперь по документам он значится скоропостижно скончавшимся или погибшим. На время нахождения под защитой он лишается права сношения с друзьями и близкими – для этого с гражданином в соответствии с ФЗ № 119 заключается письменный договор, в котором прописываются все условия. Лишь когда опасность минует, человек может вернуться к прежней жизни. Если, конечно, захочет сам.

Жизнь за государственный счёт

Правда, подобные меры применяются лишь в исключительных случаях. Таким, например, стало уголовное дело по обвинению крупнейшей на Дальнем Востоке банды браконьеров, под маркой промысловой фирмы занимавшейся незаконным ловом рыбы. Будущий свидетель работал в ней бухгалтером. В ходе расследования бухгалтер компании согласился дать показания. Узнав об этом, подельники начали угрожать ему убийством. Мужчина обратился в полицию – его тут же включили в программу защиты.

После этого он официально умер. Одновременно совсем в другом городе России появился новый житель – со свежим, едва отпечатанным паспортом, регистрацией и всеми необходимыми для жизни документами. В течение нескольких месяцев мужчина жил под охраной на ведомственной квартире. Когда же начался судебный процесс, он показания давал не в зале суда, а из недоступного засекреченного помещения. Суд прошёл, браконьеров осудили, и сейчас бывший свидетель благополучно живёт в другом регионе. За это время он успел даже жениться на женщине, которая и не подозревает о бурном прошлом своего мужа.

«Все расходы по обеспечению безопасности берёт на себя государство. При переселении защищаемого лица на другое, временное, место жительства за ним остаётся ранее занимаемое им жилище и гарантируется трудоустройство на прежнее или аналогичное прежнему место работы или учёбы, – поясняют в МВД. – Также за счёт средств федерального бюджета ему предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь».

2 июля было принято постановление правительства Российской Федерации об обеспечении мер защиты участников судебного процесса. В соответствии с ним на работу по защите свидетелей из бюджета до конца текущего года выделено более 1,3 млрд рублей.

Однако есть ли гарантия, что и на новом месте преступники не обнаружат того, кто упёк за решётку их товарищей? «Россия – страна большая, места вполне хватит, чтобы спрятать человека на её территории, – поясняют на этот счёт полицейские. – Иногда человека можно даже переправить за рубеж. В настоящее время специалисты стран СНГ совместно работают над общими мерами государственной защиты в едином правовом поле».

КСТАТИ

 

Ряд специалистов предполагают, что Борис Березовский на самом деле не умер, а получил от британских властей статус государственного свидетеля по программе защиты и ныне живёт под прикрытием. Как они считают, олигарх поменял внешность.

Об этом, в частности, говорил в интервью «Аргументам и фактам» Андрей Караулов: «Похороны Березовского были крайне странными: улыбки, мини-юбки. После похорон БАБа его 87-летняя мать сказала: «Я довольна тем, как это всё произошло». На похоронах она не проронила ни слезинки, а вечером вместо поминок был товарищеский ужин в любимом итальянском ресторанчике Бориса «Аллоро» близ «офиса» Березовского».

Приводились и другие доказательства – к примеру, отсутствие фото Березовского в гробу. А также то, что мёртвым Березовского видели только два человека – бывшая жена Галина и охранник. Никто из английских патологоанатомов не взял на себя смелость сказать, что они работали именно с трупом Березовского.

 

Справка

В США началом действия федеральной программы по защите свидетелей стало дело Валакки – мафиозного босса, согласившегося сотрудничать со следствием. К месту дачи показаний его эскортировали сразу 200 сотрудников американской Службы федеральных маршалов. Нынче, если верить исследованию, опубликованному в 2010 году Рутгерским университетом, 95% лиц, получающих в США статус защищённого свидетеля, являются бывшими членами преступных группировок или просто преступниками, решившими по тем или иным соображениям порвать со своим прошлым.

В 1991 году свидетелей начала защищать Италия. Программа также была рассчитана на бывших членов коза ностра. В результате благодаря показаниям одного из главарей мафии, Антонио (Нино) Жюфре по кличке Мануцца, был нанесён удар по организованной преступности. Для свидетелей по делу коза ностра были созданы специальные тюрьмы, в которых агенты мафии не смогли бы достать «отступников». В настоящий момент в тюрьмах Италии содержится около 300 крупных боссов сицилийской мафии.