САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.
Промышленность

21.09.12

Тамань: стройка века на мысе Железный Рог

"Морские порты"

  Лев Жуков

 Эксперты утверждают: сегодняшнее состояние транспортных узлов в Новороссийске, Туапсе и Ейске сдерживает экономическое развитие не только Кубани, но и всего Юга России. Общая беда всех этих портов - расположение в городском центре и слабая пропускная способность подъездных путей. Что делать? Отрывать новый порт. И такой почин уже есть.

 Порт Тамань, разработав Генеральную схему, начали было строить еще в 2004 году. Но потом стройку заморозили по ряду причин. Легкое шевеление началось лишь во второй половине 2011 года. Контракт на проектирование уже заключен с ОАО "ЛенморНИИпроект". Сформирована компоновочная схема порта. И теперь предусматривается строительство терминалов для перевалки железорудного концентрата, контейнеров, минеральных удобрений, угля, серы и зерна. Вопрос опять лишь в том: когда построят? И когда запустят?

Государственные инвестиции - 50 млрд. рублей

Министерство транспорта РФ планирует провести конкурс по отбору инвесторов, которые придут в порт Тамань в ближайшее время. Заявки уже подали "Глобал Портс Инвестментс ПЛС" (Global Ports Investments PLC, строительство терминала для перевалки контейнеров), ОАО "МХК "ЕвроХим" (перевалка минеральных удобрений), "Юниверсал Карго Логистик Холдинг Б. В." (UCL Port B. V., терминалы по перевалке угля, металлов и контейнеров), ОАО "Объединенная зерновая компания" (перевалка зерна), ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" (перевалка железорудного концентрата), ОАО "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" (СУЭК, перевалка угля), а также ООО "Национальная контейнерная компания" и ООО "Газпром экспорт". Создание сухогрузного района осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". Государственные инвестиции в проект составят 50 млрд. рублей, частные - в три раза больше. По оценкам Министерства транспорта, объемы перевалки в Тамани к 2025 г. должны будут составить от 65 до 94 млн. тонн.

 Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев на специальной пресс-конференции подтвердил, что строительство инфраструктуры нового глубоководного порта Тамань на Черном море может начаться осенью 2012 года.

 -За последние 7-10 лет российские порты увеличили объем переработки грузов более чем в два раза, -говорит доктор экономических наук Ирина Рукина. -И теперь 80 % внешнепортовых грузов России обрабатываются в отечественных границах. Поставлена задача: к 2015 году выйти на планку 90 %. Значит, нужно расширять действующие порты и обязательно закладывать новые.

 Создание нового порта в Азово-Черноморском бассейне крайне выгодно России. Не будем забывать: Россия потеряла большую часть перевалочных мощностей на юге страны. До сих пор значительная часть российских экспортных грузов доставляется потребителям через порты Украины и прибалтийских стран.

Справка"МП"

Проект строительства морского порта Тамань по перевалке сжиженных углеводородных газов, аммиака, нефти и нефтепродуктов в бухте Железный Рог был разработан в соответствии с Федеральной программой развития транспортной сети юга России, коридора "Север-Юг" и портов Краснодарского края.

Без скандала не обошлось

- Насколько мне известно, строительство порта Тамань началось еще в 2004 году, -рассказывает доктор экономических наук Ирина Рукина. - Однако, по причине недовольства властей Кубани деятельностью одного из инвесторов объект был заморожен. Реальная реанимация и детальная доработка проекта произошла в связи с принятием Федеральной целевой программы развития транспортной отрасли РФ на 2010-2015 годы. На территории будущего порта несколько лет назад уже работали три крупных инвестора. ООО «Пищевые ингредиенты» (ГК «ЭФКО») ввели в эксплуатацию первую очередь комплекса с проектным грузооборотом 500 тыс. тонн в год и начали строительство комплекса по перевалке зерновых грузов мощностью 8,6 млн. тонн. ОАО «Тольяттиазот» и ЗАО «Таманьнефтегаз» построили два пути к своим терминалам, по которым на экспорт должны отправлять нефтехимию и нефтепродукты.

 -Проект строительства морского порта по перевалке зерна, сжиженных углеводородов, аммиака, нефти и нефтепродуктов на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог был разработан еще несколько лет назад, - говорит доктор технических наук, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природопользованию Иван Никитчук. - Началось масштабное строительство. Новые инвесторы нашлись мгновенно. И работа закипела. Но потом случилось нечто неприятное. И власти были вынуждены отказаться от многомиллионного проекта. Причиной стало нарушение обязательств со стороны одного из инвесторов - компании "Тольяттиазот".

 К слову, компания "Тольяттиазот" была одним из инициаторов строительства порта Тамань. Вхождение предприятия в состав инвесторов стало для него хорошей новостью: для "Тольяттиазота" проект имел стратегическое значение. Компании "Тольяттиазот" было выдано разрешение на строительство. И на мысе Железный Рог было начато возведение береговых сооружений для транспортировки и хранения аммиака. К территории порта была подведена железнодорожная ветка. Построены автомобильная и железная дороги, газопровод и газораспределительная станция, а также крупные очистные сооружения. Камнем преткновения стала железнодорожная ветка длиной в 36 км, тоже построенная компанией "Тольяттиазот". Руководство РЖД посчитало, что она должна быть передана на баланс "Российских железных дорог". "Тольяттиазот" отстаивал право иметь свою технологическую ветку, чтобы не зависеть от неблагоприятных ситуаций на дороге. Спор затянулся...

 Но осенью 2004 года специальная комиссия обнаружила на стройке серьезные нарушения строительных норм, как-то: отсутствие экологической экспертизы, пользование недрами без лицензии, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. К примеру, склад метанола строился в опасной близости от перевалочного комплекса для зерна, а строительство гидротехнических сооружений велось без обследования акватории на наличие взрывоопасных предметов. И еще "Тольяттиазот" вел строительство без сейсмических экспертиз . 15 октября 2004 г. руководство РЖД вынесло решение о демонтаже стрелочного перевода примыкания подъездного пути ОАО "Тольяттиазот" на перегоне Вышестеблиевская-Тамань. "Тольяттиазот" лишился лицензии на строительство. Работа была приостановлена. Вот странно. Хотя Генеральная схема развития порта была разработана, но строители от нее почему-то постоянно отступали. И как заметил тогда глава Темрюкского района Иван Василевский, из 20 строительных компаний, работавших в порту в 2004 году, 19 не зарегистрировались и не платили налоги. Поэтому стройка порта Тамань замерла... Но востребованность терминала в этом регионе России очень высока. Это обусловлено как его исключительно выгодным географическим положением, так и значительно возросшей потребностью в мощностях по перевалке сжиженного углеводородного газа (СУГ). В этой связи интерес к терминалу проявлен практически всеми ведущими производителями СУГ, нефти и нефтепродуктов на территории России и СНГ.

Модернизация портовых транспортных узлов

В июне 2011 года в рамках совещания по развитию транспортной инфраструктуры Краснодарского края с участием министра транспорта РФ Игоря Левитина были официально оглашены предполагаемые объемы и сроки инвестиционных вложений в порт Тамань. По завершении изыскательских и проектных работ в 2013 году начнется активное строительство, которое продлится до 2020 года и потребует инвестиционных вложений, а это более 200 млрд. рублей. Модернизация портовых транспортных узлов будет осуществляться параллельно с развитием железнодорожных, автомобильных подходов, припортовой инфраструктуры и логистических центров.

 Почему еще так нужен новый порт? Каждый год объем грузов для перевалки возрастает на 25 %. У ближайших Новороссийского и Туапсинского портов мощности на пределе. К тому же в России по сути нет ни одного терминала, приспособленного для перевалки нефтехимических продуктов. Им и должен был стать порт Тамань. Как и Новороссийский, Туапсинский порт, расположенный в городской черте, исчерпал возможности по расширению мощностей в связи с инфраструктурными и рельефными ограничениями. Единственное свободное место на Черноморском побережье, где возможно строительство нового современного глубоководного зернового терминала мощностью перевалки до 9 млн. тонн в год, – это Таманский полуостров, обладающий несомненными преимуществами по сравнению с Туапсе и Новороссийском. Хотя два глубоководных порта в последние годы заметно развили свою инфраструктуру, однако имеют весьма ограниченный территориальный и пропускной потенциал и не способны переваливать нарастающий объем экспортного груза, который отправляется на Украину. Ко всему прочему, порт Тамань расположен на границе между Черным и Азовским морями, представляя собой транспортный узел для обоих бассейнов. Он выигрывает в транспортной доступности и возможности применения современных технологий на строящихся терминалах. Глубина до 18 м дает возможность обрабатывать суда грузоподъемностью до 50 тыс. т. Плюс правильная планировка морских эстакад и моловых ограждений – все это позволяет обеспечить ритмичную работу порта со стороны моря. Сегодня, согласно прогнозам экспертов, порт Тамань - самый масштабный инвестиционный проект Краснодарского края - вернет экономике страны около 40% российских экспортных грузов, перерабатываемых портами сопредельных государств.

Мультимодальные превозки

-В ближайшее время можно ожидать роста конкуренции между государствами Черноморского бассейна, - уверен доктор экономических наук Сергей Гальперин, - что также обусловлено возрастанием интеграционных процессов в этой зоне. Европейская Комиссия еще в 2006 год представила Белую книгу, содержащую план развития транспортной отрасли до 2020 года. Основным заданием развития является оптимизация работы всех видов транспорта. Но особое значение обретает развитие мультимодальных перевозок. Транспортная система должна стать более технологичной, ради чего предполагается более интенсивно использовать достижения логистики и инновационных технологий, уделяя внимание аспектам безопасности на транспорте и защите окружающей среды. ЕС выдвинуло концепцию «морских автомагистралей» (Motorways of the Sea), предусматривающей комбинированные перевозки автомобильным и водным (паромным) транспортом. Предполагается, что с 2015 года они будут составлять около 70% грузовых перевозок ЕС.

 20 января 2011 г. Европарламент одобрил резолюцию относительно Стратегии ЕС в Черном море, в которой определил главное: развитие Черноморских и морских Дунайских портов ЕС для целей международной торговли и транспортировки углеводородов в регионе, в том числе нефтяных и газовых терминалов и инфраструктуры интермодальных перевозок. В соответствии с Морской доктриной РФ на период до 2020 года, основными направлениями национальной морской политики России на Черном и Азовском морях определено: обновление торговых морских и смешанного (река-море) плавания судов, модернизацию и развитие прибрежно-портовой инфраструктуры, создание условий для базирования и использования составляющих морского потенциала, обеспечивающих защиту суверенитета, суверенных и международных прав РФ на Черном и Азовском морях. Министерство транспорта РФ разрабатывает Стратегию развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года и ее основные направления в Южном регионе. Согласно Стратегии, основная грузовая база, тяготеющая к Северо-Западному и Южному регионам и обрабатывающаяся в портах стран Балтии и Украины, должна быть переориентирована на российские морские порты. И Россия уже официально презентовала проект «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», обладающего в перспективе мощностью свыше 100 млн. тонн. Морской порт Тамань будет строиться на механизме государственно-частного партнерства (ГЧП).

назад

Другие статьи
ad_600x150