САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.
Газ

06.09.03

"SOS" в заливе Пильтун

  Все работы по освоению этой части Сахалина должны начаться через 3-4 месяца. По проекту планируется разработка одной береговой площадки для бурения наклонно-направленных скважин на косе залива Чайво и двух береговых площадок на косе залива Пильтун. На каждой из этих площадок под дном моря будет пробурено по несколько горизонтальных скважин длиной до 12 км. Доставку грузов будут производить баржи.

 Для них будут сооружены временные пирсы в заливах Чайво и Пильтун. Далее, как свидетельствуют документы, а заливе Чайво будет установлена платформа «Орлан» для добычи нефти и газа. Нефть по трубопроводу через весь остров будет доставляться в порт Де-Кастри в Хабаровском крае. И уже оттуда в течение всего года она будет транспортироваться огромными танкерами (вместимостью более 100 тыс.т) через Татарский пролив.

Нет жизни в буровом растворе

 Ученые-экологи, защитники природы, да и сами обитатели острова Сахалин находятся просто в шоке от такого проекта. Ведь нефтегазовый проект «Сахалин-1», который должен заработать уже летом , это продолжение того кошмара, который начался в этих местах в 1998 г., когда на острове начал функционировать проект «Сахалин-2». Сегодня «Сахалин-2» (оператор –компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд., зарегистрирована на Бермудских островах, главный акционер компания «Шелл») уже переходит ко второму этапу своего проекта. В рамках первого этапа на северо-восточном шельфе острова была установлена нефтедобывающая платформа «Моликпак» для освоения Пильтун-Астохского месторождения. И вот уже более 3 лет нефть с платформа поступает по подводному трубопроводу на плавучее нефтехранилище «Оха». И именно оттуда отгружается на челночные танкеры. Второй же этап предусматривает установку еще одной платформы на Пильтун-Астохском месторождении и газодобывающей платформы на Лунском месторождении. От платформы Молитпак в ближайшее время планируется проложить нефте– и газопроводы до берега и далее через весь остров на юг Сахалина до поселка Пригородное. Именно в этом месте собираются отстроить огромный завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и нефтеналивной терминал.

 Последнее особенно беспокоит экологов, потому что работы по прокладке подводных нефтепроводов и газопроводов угрожают серым китам. Именно через южный ареал китового пастбища и планируется начать новое строительство.

 Рассказывает председатель совета общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын:

 - С 1999 по 2000гг. иностранными нефтяными компаниями на северо-восточном шельфе острова было пробурено 11 разведочных скважин. Бурение сопровождалось увеличением полетов вертолетов и количества судов в этом районе, а также нефтяными разливами, происходящими при попадании нефти в море в результате неполного сгорания углеводорода на факеле, а также сбросами токсичных буровых отходов в морскую среду. Удалось установить, что объем сброшенной в море грязи составил почти 30 тыс. тонн бурового раствора и шлама. А шумы при бурении, движении вертолетов и судов, загрязнение акватории токсичными веществами повлияли на образ жизни серых китов. К слову, серые киты давно занесены в Международную Красную книгу. Сегодня их у нас насчитывается всего около сотни. Идентифицированы только 14 репродуктивных самок. Популяция находится под угрозой исчезновения.

Киты худеют без диеты

 Ученые-экологи уже в курсе, что для разработки месторождения «Одопту» проектом «Сахалин-1» предусмотрено строительство причалов на Пильтунской косе. Места расположения причалов совпадают с центром нагульного пастбища охотско-корейской популяции серых китов. Популяция слишком мала и физически ослаблена, чтобы выдержать такую мощную антропогенную нагрузку. Ведь строительство морского трубопровода от платформы «Орлан» на берег в районе Чайвинской косы перекроет миграционный коридор западных серых китов и окажет негативное воздействие на их популяцию. Для транспортировки нефти от буровой площадки на Одопту планируется построить трубопровод через залив Пильтун. Этот залив является уникальной системой. Именно за счет выноса органического вещества из устья залива и существуют богатейшие донные морские сообщества, формирующие кормовую базу серых китов. Прокладка трубопровода через залив Пильтун может уничтожить 150 тонн зостеры. Помимо этого, заморные процессы, вызванные появлением в воде взвеси и сероводорода из донных илов, могут вызвать дальнейшее разрушение биоценоза. Поглощение всего растворенного в воде кислорода взвесью приведет к массовой гибели морских организмов в заливе.

 А вот мнение доктора Роберта Броунелла, директора отдела охраняемых ресурсов Юго-западного рыболовного центра (Калифорния), Члена Международной Китобойной Комиссии. Доктор Броунелл принимал участие в работе российско-американской группы, которая исследовала поведение китов в результате сейсмических работ на северо-востоке острова:

 - Мы обнаружили, что произошло перераспределение животных в районе нагула, и большинство китов ушло в северную часть. Тревогу у нас вызывает до конца неизученный аккумулирующий эффект влияния проводимых сейсмических работ на состояние здоровья серых китов, особенно на обнаруженных нами так называемых «истощенных»китов. Все истощенные киты и беременные самки, нагуливающиеся в этом районе, имеют в настоящее время значительно меньшие запасы жира. Мы провели 33 рабочих выхода в море. Нам удалось идентифицировать 71 серого кита, включая 6 детенышей. 12 животных, включая 4 самок с детенышами, были отнесены к категории «истощенных» китов. Мы твердо считаем, что степень шумового загрязнения акватории и воздушного пространства северо-восточного Сахалина крайне высока, поскольку кроме индустриальных шумов буровых платформ, сейсмических взрывов, судов сопровождения, здесь же проводятся и многочисленные учетные работы с использованием вертолетов и самолетов. Мы настоятельно рекомендуем прекратить сейсморазведку…Далее, маршруты всех подводных трубопроводов должны проходить вне мест нагула серых китов. Должны быть немедленно прекращены любые сбросы бурового раствора и шлама с платформы «Моликпак». Должно быть исключено любое нарушение целостности грунта в любое время года в местах кормления серых китов и на расстоянии 6 миль от границ пастбищ. Строители должны отказаться от прокладки любых трубопроводов через залив Пильтун и от любого другого вмешательства в экосистему залива. Мы предлагаем нефтяникам и газовикам построить трубопровод по суше, в обход залива Пильтун с севера.

Япония не может спать спокойно

 Американская нефтяная компания «Эксон-Мобил» признает обоснованность волнения ученых-экологов. Вот что рассказывает Триша Перкинс, ответственная у себя в компании за программы защиты окружающей среды:

 - Мы разработали долгосрочную экологическую программу по защите природы Сахалина. Ее объем - 9 томов. В этой программе мы пытаемся учитывать все - экономику, социальные условия, строительство, безопасность труда, здравоохранение. По мере продвижения проекта мы намерены выполнить все требования правительства России и даже больше этого. «Эксон-Мобил» открыто информирует общественность о своей деятельности и готов прислушаться к рекомендациям всех, кого заботит состояние окружающей среды острова. Кстати, на «Саммите Земли» и «Эксон-Мобил»,и «Шелл» обещали принять природоохранные меры и проявить заботу об окружающей среде Сахалина. Сдержали ли они свое слово?

 - Пока, к нашему глубокому сожалению, мы этого сказать не можем,- признался при нашей встрече Игорь Честин, директор Всемирного фонда дикой природы (российского отделения).- Считаю очень важным, что 50 международных экологических организаций единым фронтом выступили с требованиями к нефтегазовым компаниям бережно относиться к окружающей среде. В обращении, которое, действительно, подписали представители несколько десятков как российских, так и международных экологических организаций, (документ называется просто: «Требования общественных экологических организаций в отношении нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2») говорится, что нефтегазовые проекты могут развиваться только после того, как примут обязательства, необходимые для сохранения окружающей среды и биологических ресурсов.

 Проекты «Сахалин-1» ( оператор «Эксон Нефтегаз Лимитед»,дочерняя компания корпорации «Эксон- Мобил» (Эксон НЛ) и «Сахалин-2» ( оператор – Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд, дочерняя компания корпораций «Ройял Датч-Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси» (Сахалин Энерджи-Шелл) не должны быть разрешены к продвижению федеральными и региональными властями и не должны быть поддержаны национальными и международными финансовыми учреждениями, пока они не гарантируют, что нефтегазовые разработки на суше Сахалина, Хабаровского края и в омывающих их морях будут проходить экологически и социально ответственным образом. Компании должны применять в своей деятельности только наилучшие доступные технологии в мире, такие к примеру, как технология закачки буровых отходов под землю. Компании должны соблюдать известные в мире экологические стандарты, нормы и правила. К примеру, стандарт «нулевого»сброса, стандарты предотвращения и ликвидации разливов, которые применяются на Аляске и Северном море. Все компании должны соблюдать российское законодательство, особенно природоохранительное. Недопустимо нарушать российские законы, так как это делает Сахалин Энерджи-Шелл, сбрасывая буровые отходы в морскую среду (Водный Кодекс и другие российские правовые акты это прямо запрещают).

 - Мы требуем,– подчеркнула в нашем разговоре координатор морских программ общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Наташа Баранникова,- чтобы при сооружении новой трубопроводной инфраструктуры была бы сведена до минимума экологическая деградация окружающей среды и максимально сохранены нерестовые реки, рыбные запасы и леса. Поэтому мы настаиваем, чтобы нефтяные компании использовали общую инфраструктуру для транспорта нефти (комплексы подготовки, трубопроводы, отгрузочные терминалы). И трубопроводы с платформ на берег не должны пересекать как места обитания и кормления серых китов, так и залив Пильтун. Нефтяные компании должны полностью отказаться от использования диспергентов для рассеивания нефтяного пятна в местах обитания серых китов и в 30-ти км зоне вокруг них, а также в ключевых районах для рыбных запасов. Диспергенты ни при каких условиях не должны быть использованы в водах с глубиной менее 40 м. Все экологические организации выражают также категорический протест любой зимней транспортировке нефти во льдах, как это планирует Эксон НЛ из порта Де-Кастри. И любые транспортные операции с нефтью в районе платформы Моликпак также должны вестись только при отсутствии ледовых полей.

 Что еще важно? Поскольку нефтегазовые проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» затрагивают интересы практически всего населения России и представляют непосредственную экологическую угрозу Японии, общественные слушания не должны ограничиваться только одной нашей, Сахалинской областью. Они должны проводиться и в других городах Дальнего Востока, а также в Москве и в Токио. 

 Что особенно удивляет в создавшейся ситуации? По нашим, российским законам, нефтегазовые компании должны осуществлять платежи за нормативные и сверхнормативные сбросы и выбросы в окружающую среду, как того требует «Федеральный закон РФ об охране окружающей среды». Но компании отказываются это делать. Далее, результаты государственной экологической экспертизы проекта «Сахалин-2» разрешали начало работ только после того, как будет создан китовый заказник в водах около острова Сахалин. Заказник до сих пор не создан, а строительные работы уже ведутся. Это – опять же – прямое нарушение российского законодательства. И правы сахалинские экологи, утверждающие, что наше, российское правительство, заключив соглашение с нефтегазовыми компаниями, и предоставив им чрезвычайно мягкие условия, проигнорировало интересы защиты окружающей среды. В который уже раз?"

  Постоянный адрес статьи : http://flb.su/info/17928.html

Надежда Попова, обозреватель “Независимой газеты”, специально для FLB, Москва–Южно-Сахалинск 

назад

Другие статьи
ad_600x150