САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.
Нефть

05.06.12

Порт Де-Кастри: мощности проекта «Сахалин-1»

Надежда Попова

"Морские порты"

  В конце сентября 2006 года в поселке Де-Кастри Хабаровского края был пущен в эксплуатацию современный нефтяной терминал, крупнейший на Дальнем Востоке, предназначенный для перевалки нефти, добываемой на шельфе в рамках международного проекта «Сахалин-1». Терминал принадлежит консорциуму компаний – участниц проекта, в котором «Роснефть» владеет 20% долей, американская компания ExxonMobil – 30%, японский консорциум Sodeco – 30%, индийская государственная нефтяная компания ONGC – 20%.

 «Сахалин-1» — первый (из немногих) масштабный проект, осуществляемый в Российской Федерации на условиях СРП (Соглашение о разделе продукции, заключено в 1996 году): помимо него на условиях СРП существуют только проекты «Сахалин-2» и Харьягинского месторождения (хотя на Сахалине, где открыто более 30 месторождений углеводородов, таких проектов могло быть гораздо больше). Поступления в федеральный бюджет в соответствии с законодательством об СРП происходят только в той доле, которой владеет государство в проекте.

 В 2010 году на терминале в Де-Кастри отгружено 7,03 млн тонн нефти и конденсата, из них на долю государственной «Роснефти» пришлось около 1,1 млн тонн. Нефть с терминала поставляется в страны АТР.

НЕФТЬ БУДУТ ДОБЫВАТЬ 40 ЛЕТ

  Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» является оператором международного консорциума проекта «Сахалин-1» (доля участия ExxonMobil – 30%). Партнерами по консорциуму являются японский консорциум Sodeco (30%), дочерние компании российской государственной нефтяной компании «Роснефть» – «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%), а также индийская государственная нефтяная компания «ОНГК Видеш Лимитед» (20%). «Сахалин-1» стал одним из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями. Размер капиталовложений по проекту за весь период его реализации составляет $12 млрд. Консорциумом уже освоено $5 млрд инвестиций. Все затраты на строительство были распределены между участниками консорциума пропорционально их долям. Проектом предусматривается разработка трех месторождений – Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных на северо-восточном шельфе острова Сахалин в акватории Охотского моря. В 1996–2001 годах здесь были выполнены геологоразведочные работы, уточнено строение месторождений и объемы их запасов. Их начальные извлекаемые запасы оцениваются сегодня в 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров газа. Работы по созданию инфраструктуры и обустройству месторождений были начаты в 2002 году. На первом этапе велась разработка запасов нефти месторождения Чайво, сейчас ведется разработка месторождения Одопту. В рамках второго этапа (начало с 2014 г.) участники консорциума проекта приступят к разработке запасов газа месторождения Чайво. Третий этап предполагает разработку (также с 2014 г.) запасов нефти месторождения Аркутун-Даги. Жизненный цикл проекта продлится до 2040–2050 годов. Коммерческая добыча нефти по проекту началась в конце 2005 года, когда в эксплуатацию было введено месторождение Чайво. В 2006 году был введен в строй нефтепровод Чайво – Де-Кастри, береговой комплекс подготовки нефти на о.Сахалин и экспортный нефтяной терминал в порту Де-Кастри, откуда в октябре 2006 года был начат экспорт нефти в Японию и Южную Корею. Газ, добываемый в рамках проекта, поставляется местным потребителям по трубопроводу «Дальтрансгаза». В 1 квартале 2007 года добыча нефти вышла на проектный уровень. В 2008 году объем добычи по проекту составил 9,6 млн тонн нефти, в том числе чистая доля «Роснефти» (после роялти и доли государства) составила 1,63 млн тонн. В 2009 году чистая доля «Роснефти» составила 1,38 млн тонн, а в 2010-м – около 1,1 млн тонн. Снижение чистой доли связано со снижением суммарной добычи по проекту «Сахалин-1» в соответствии с планом его реализации, а также с увеличением доли государства в соответствии с условиями СРП. В 2009 году началось эксплуатационное бурение на месторождении Одопту, ввод которого был запланирован на конец 2010 года.

НЕФТЕНАЛИВНОЙ ПОРТ ДЕ-КАСТРИ

  Сегодня Де-Кастри – самый крупный нефтеналивной порт Тихоокеанского побережья России. «Строительство нефтетерминала в Де-Кастри – один из наиболее крупных инвестиционных проектов последних лет на территории Хабаровского края, – говорит доктор экономических наук Сергей Гальперин. – Это важнейший узел системы транспортировки углеводородов, добываемых по проекту «Сахалин-1» у восточного побережья острова Сахалин». Действительно, нефть из скважин, расположенных в Охотском море, проходит через береговой комплекс подготовки нефти, построенный на берегу залива Чайво. После чего она идет по 220-километровому трубопроводу через остров Сахалин и через Татарский пролив в порт Де-Кастри. В судоходной гавани порта построены два резервуара-накопителя емкостью 100 тыс. тонн каждый для хранения и дальнейшей перекачки нефти на танкеры. При строительстве терминала были приняты все меры, чтобы обеспечить максимальную надежность объектов. В частности, конструкция трубопроводов предусматривает достаточную прочность на разрыв при возникновении опасных сейсмических условий с периодом повторяемости 1000 лет для сухопутных трубопроводов и 2000 лет для морских трубопроводов. Система обнаружения утечек и система автоматического отключения, включая высокоточные датчики и задвижки аварийного отключения, расположены на расстоянии 30 км друг от друга по всей протяженности трубопровода. Кстати, сооружение терминала было выполнено в очень сжатые сроки. В декабре 2003 года оператор проекта «Эксон Нефтегаз Лимитед» объявил о подписании контрактов на строительство. А в августе 2006 года терминал в Де-Кастри был готов к эксплуатации. Более 80% всех контрактов на выполнение строительных работ получили российские, в том числе дальневосточные компании. Установленные на терминале насосы рассчитаны на перекачку около 6 тысяч тонн нефти в час по подводному наливному трубопроводу в танкеры. По мере наращивания темпов производства и достижения полной проектной мощности в начале 2007 года танкеры стали отходить от терминала Де-Кастри каждые 3-4 дня. Сегодня для загрузки танкеров используется выносной одноточечный причал (ВОП) «Сокол». Это сооружение колонного типа, расположенное к востоку от полуострова Клыкова в заливе Чихачева на расстоянии около 6 км от берега. Концепция ВОП, основанная на системах, опробованных компанией ExxonMobil в Северном море, предусматривает аварийный останов и отсоединение танкера в случае ухудшения погодных или ледовых условий. Сегодня эта концепция признана самой безопасной, экологически приемлемой и экономически эффективной для загрузки танкеров в условиях такого непростого региона. «Сокол» сочетает в себе несколько технологических особенностей: это низкотемпературная сталь и низкотемпературная смазка, ледостойкая конусная конструкция секции ватерлинии, электрообогрев переходов и лестничных маршей, а также системы дистанционного управления и специальные укрытия для защиты от обледенения и пункты горячего водоснабжения. Проект причала «Сокол» был разработан специально для суровых погодных условий этого региона. Причал «Сокол» оборудован новейшими навигационными системами, в том числе, радиолокационной, способной регистрировать приближение к причалу даже небольших судов. Для связи с береговой станцией Де-Кастри в местной аппаратной на борту ВОП установлена быстродействующая цифровая абонентская линия. Передовые технологические и экологические решения, примененные при строительстве терминала, говорят сами за себя. В непосредственной близости от терминала находятся памятники природы – остров Устричный и грязевая лагуна реки Сомон. И хотя терминал работает уже почти 5 лет, эти памятники природы полностью сохранили свою первозданную чистоту.

СИСТЕМА КРУГЛОГОДИЧНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

 При организации морских перевозок нефти с терминала Де-Кастри впервые в России была использована система круглогодичной транспортировки в суровых арктических условиях. Прежде поставки нефти с Дальнего Востока осуществлялись относительно небольшими танкерами, эксплуатация которых в зимний период была ограничена из-за мощных льдов. Чтобы подтвердить безопасность круглогодичной транспортировки с использованием танкеров водоизмещением свыше 100 тыс. тонн, было принято решение провести ледовые испытания. Исторический рейс состоялся зимой 2002 года. 12 дней группа ученых НИИ Арктики и Антарктики и специалистов корпорации ExxonMobil на танкере «Приморье» с двойным корпусом и общей грузоподъемностью 105177 метрических тонн и двух ледоколах сопровождения собрала информацию, которая подтвердила правильность схемы транспортировки. В ходе испытаний была продемонстрирована возможность безопасной эксплуатации крупных морских танкеров в прогнозируемых ледовых условиях на протяжении всей зимы. Были получены данные, позволяющие улучшить технические характеристики танкеров и ледоколов для обеспечения безопасной навигации в ледовый сезон. По результатам морской «экспедиции» был разработан план постройки 5 специализированных танкеров ледового класса с двойным корпусом для транспортировки нефти с терминала Де-Кастри.

 Сейчас эти танкеры класса «Афрамакс» грузоподъемностью до 100 тыс. тонн, принадлежащие государственной судоходной компании «Совкомфлот», используются по договору с консорциумом проекта для круглогодичного экспорта нефти с терминала в Де-Кастри на мировые рынки. В рамках проекта через терминал ежегодно экспортируется 9,5-12 млн тонн сырой нефти марки «Сокол». Все члены консорциума «Сахалин-1» осуществляют продажу нефти от собственного имени. С начала работы терминала Де-Кастри в Японию было поставлено 58% добытой нефти, в Южную Корею – 13%, в другие страны АТР посредством перегрузки нефти с судна на судно в море в районе порта Йосу, Южная Корея – 30%. В ноябре 2009 года на состоявшемся в Санкт-Петербурге международном конгрессе терминал в Де-Кастри был назван «Нефтяным терминалом 2009 года». В голосовании по этой престижной номинации, присуждаемой за достижение лучших результатов по экономическим, экологическим и социальным показателям, участвовали ведущие эксперты отрасли и представители государства. «Мы гордимся достижениями проекта «Сахалин-1, – заявил президент компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» Джеймс Тейлор. – «Сахалин-1» является одним из крупнейших инвестиционных энергетических проектов в России и представляет собой пример эффективного международного сотрудничества в энергетическом секторе. Уникальность всего проекта «Сахалин-1» в том, что он стал международной стройкой».

 Добыча углеводородов по проекту Сахалин-1 (100%) 2007 2008 2009 2010 Нефть, тыс. т 11 186 9 626 8 201 7 028 Нефть, млн барр. 81,8 70,4 60,0 51,4 Газ, млрд куб. м 6,4 8,2 9,4 - Добыча углеводородов по проекту Сахалин-1 (20%-ная доля НК «Роснефть») 2007 2008 2009 2010 Нефть, тыс. т 2 012 1 633 1 379 1 122 Нефть, млн барр. 14,7 11,9 10,1 8,2 Газ, млн куб. м 215 261 265 - Источник: сайт ОАО «НК «Роснефть», материалы СМИ

«РОСНЕФТЬ» ПРИГЛАСИТ К ПАРТНЕРСТВУ ЯПОНИЮ

«Роснефть» объявила, что собирается создать совместные предприятия с Японией по добыче нефти и газа. Компания планирует подписать протокол о намерениях с японским агентством природных ресурсов и энергетики. Об этом «МП» рассказали в пресс-службе «Роснефти». Госкомпания рассматривает возможность создания двух совместных предприятий (51% акций у «Роснефти»). Одна из компаний будет заниматься геологоразведкой и добычей на 11 месторождениях Восточной Сибири, другая будет разрабатывать районы «Магадан-1», «Магадан-2» и «Магадан-3» на шельфе Охотского моря. Запасы этих месторождений президент ОАО «НК «Роснефть» Эдуард Худайнатов оценил более чем в 2 млрд тонн нефти. «Роснефть» пока еще не имеет лицензии на разработку этих месторождений, но в марте этого года Минприроды России пообещало, что разрешение будет выдано до конца 2011 года. Участие японских компаний предполагается в модернизации НПЗ и строительстве нефтепродуктопровода от нефтеперерабатывающих заводов в Комсомольске-на-Амуре до терминала в Де-Кастри.

назад

Другие статьи
  • 7.09.22

ad_600x150