САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.
Нефть

22.05.13

Нефть в обмен на атом

http://expertonline.kz/a10912/

 

Антон Меснянко

  Конгресс США обсуждает идею введения глобального эмбарго на нефть, добываемую в Иране. Перекрыв Исламской республике основной источник дохода, американцы рассчитывают этим вынудить ее пойти на уступки по ядерной проблеме. Белый дом рвения конгрессменов не разделяет.

     Американские парламентарии вернулись к идее, которая активно обсуждалась в прошлом году, но была воплощена в жизнь лишь отчасти. Озабоченные неуступчивостью Ирана на переговорах по ядерной программе, конгрессмены решили воздействовать на него проверенными методами. Сейчас ближневосточная страна плотно обложена разного рода санкциями, запретами и эмбарго, которые были введены Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Черный список товаров, запрещенных к вывозу из Ирана, члены Конгресса предлагают дополнить нефтью, которая является главным достоянием республики.

Помощник одного из сенаторов, участвующих в обсуждении этой идеи, на условиях анонимности рассказал журналистам The Washington Post, что «возможность убрать с мирового рынка иранскую нефть» — это самый действенный способ «нанести серьезный удар по иранской экономике». Экспорт нефти является основной доходной статьей государственного бюджета ИРИ и едва ли не единственным путем пополнения запасов твердой валюты.

  В Конгрессе набралось немало сторонников этого предложения, причем среди них есть представители обеих ведущих партий. По неофициальным сведениям, самую активную роль в проработке идеи тотального запрета на иранскую нефть играют руководитель сенатского комитета по международным делам Роберт Менендес из демократической партии и сенатор-республиканец Марк Кирк.

Однако администрация Барака Обамы восприняла в штыки эту инициативу. Позицию Белого дома разделяют ведущие аналитики. По их словам, бойкот иранской нефти будет иметь сразу несколько весьма неприятных для Вашингтона последствий. Во-первых, это приведет к дисбалансу на мировом рынке энергоресурсов. Во-вторых — к резкому повышению цен на «черное золото». В-третьих — вызовет недовольство тех лояльных Соединенным Штатам стран, которые покупают нефть у Тегерана.

   Сторонники эмбарго, со своей стороны, ссылаются на прошлогоднее исследование Reuters, в основу которого легли мнения почти трех десятков экспертов энергетической отрасли. В докладе говорилось о том, что в связи с перепроизводством на рынке нефти и слабым спросом в период кризиса цены на энергоносители на протяжении всего 2013 года будут постепенно снижаться. При этом столь радикальные меры, как тотальный запрет на продажу иранской нефти, не смогут существенно повлиять на эту тенденцию. К похожим выводам пришли и аналитики Roubini Global Economics, указавшие в более свежем исследовании, что рынок запросто переварит потерю полутора миллионов баррелей нефтяного сырья из Ирана. Так что позиция конгрессменов , по крайней мере, не выглядит безосновательной. Кроме того, отметили в сенате, нехватку углеводородов на мировом рынке можно возместить за счет наращивания добычи в странах Ближнего Востока и Северной Америки.

Пока что идея тотального бойкота обсуждается конгрессменами кулуарно. Но помощники сенаторов утверждают, что проект решения по эмбарго может быть согласован до начала летних каникул в парламенте. Опыт принятия похожих решений у Вашингтона уже есть. В начале прошлого года США и Евросоюз ввели эмбарго на закупки иранской нефти, а также установили санкции в отношении иранских компаний и банков. Это было сделано все с той же целью: вынудить Тегеран отказаться от разработки ядерной программы без контроля международных наблюдателей. Страны Запада подозревают, что Иран строит ядерные объекты и обогащает уран, чтобы изготовить атомную бомбу. Власти же ближневосточной республики настаивают на том, что их программа носит исключительно мирный характер.

Многие страны мира (в частности, Китай, Япония, Швейцария, Сингапур) не поддержали эмбарго и продолжили закупать нефть в Тегеране. Тем не менее уровень добычи в Иране в прошлом году снизился на 40%. Американские конгрессмены, инициируя глобальный запрет, хотят довести эту цифру до 100%. В Международном энергетическом агентстве оценили убытки иранской экономики от эмбарго в 40 миллиардов долларов, что составляет примерно половину годовых поступлений в бюджет от продажи нефти за рубеж. В результате курс местной валюты резко упал, а инфляция ускорилась. Однако переговорам по ядерной проблеме эти изменения не помогли ни на йоту. Сдвинет ли дело с мертвой точки более радикальная мера — пока остается неясным.

 

назад

Другие статьи
  • 7.09.22

ad_600x150