САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.
Политика

09.03.22

Полубизнесмен, "полубоярин": "улетел", но уже вернулся?

Полубизнесмен, "полубоярин": "улетел", но уже вернулся?

Компания "Аэрофлот" опровергает слухи об отъезде из России своего гендиректора Михаила Полубояринова.  Ранее такая информация появилась в Сети, да еще и с язвительными комментариями некоторых пользователей. Мол, в условиях закрытия неба для российских авиакомпаний топ-менеджмент "Аэрофлота" может не надеяться на солидные дивиденды, а значит кое-кто якобы "побежал" с тонущего корабля.

Более того, прошел слух, что новым начальником ПАО "Аэрофлот" могут назначить главу авиакомпании "Россия" (входит в ПАО "Аэрофлот") Сергея Александровского, и даже что авиапарки обеих компаний могут объединить

Напомним, разговоры о так и не состоявшемся "бегстве" г-на Полубояринова возникли сразу же после исчезновения генерального директора авиакомпании "Победа" (тоже входит в компанию "Аэрофлот") Андрея Калмыкова,  которого издание "Век" окрестило "Летающим уголовником "Аэрофлота".

Как утверждают злые языки, якобы г-н Калмыков вместе с семьей мог оказаться в Швейцарии, г-н Полубояринов якобы выбрал для дальнейшей безбедной жизни остров Кипр… Действительно ли эти два миллионера, выросшие на умелом использовании бюджетных миллиардов, могли рассматривать вариант отъезда из страны?

В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.

Двое из ларца

"Генеральный директор компании" Аэрофлот" Михаил Полубояринов в начале этой недели ушел со своего поста", - писал "Коммерсант" со ссылкой на источники.

Об отставке г-на Полубояринова сообщил и ТАСС со ссылкой на свой источник в Министерстве транспорта РФ. 4 марта объявил об отставке, не называя конкретную причину, и генеральный директор ООО "Победа"  Андрей Калмыков.

Решение могло быть связано с тем, что лизингодатель перевозчика сообщил - в ночь на 8 марта прекратит действовать договор перестрахования самолетов.

Врио генерального директора ООО "Победа" 5 марта был назначен заместитель по инженерно-авиационному обеспечению Андрей Юриков.  И. о. главы ПАО " Аэрофлот", как сообщал все тот же "Коммерсант", назначен генеральный директор авиакомпании "Россия "Сергей Александровский. И якобы уже принято решение о слиянии парков авиакомпаний "Аэрофлот" и "Россия".

Есть сообщения, что с самолетами компании "Победа" вопрос не решен: две трети парка этой скандальной компании из 44 бортов принадлежат российскому лизингодателю. И, возможно, ООО "Победа" сможет остаться отдельной компанией.

 Ко всему прочему, группа "Аэрофлот" договорилась о возможности перестрахования рисков в Российской национальной перестраховочной компании (РНПК, структура ЦБ). Но лизингодатель компании "Победа" отказался внести в договор нового перестраховщика.

На смену - Сухой Суперджет?

Российские авиакомпании с введением санкций попали в драматическую ситуацию. Борты - в лизинге, и их требуют вернуть владельцам-лизингодателям. Есть вероятность, что самолеты будут национализированы и перевозчики оставят их внутри страны.

Но основную проблему это не решит: иностранные производители самолетов отказались обслуживать самолеты  своего производства в России и поставлять запчасти. И это значит, что рано или поздно (если не будут сняты санкции) все зарубежные "винтокрылы" улетят далеко !

Особое беспокойство европейских компаний вызывают публикации о возможной национализации самолетов. Но сценарий этот как будто бы пока громко не обсуждается. Единственное обсуждение, которое увенчалось успехом, о возможности выкупа компанией "Аэрофлот " 20 самолетов. Они находились в финансовом лизинге и уже почти оплачены.

Всего российские авиакомпании эксплуатировали около 1 тыс. пассажирских самолетов, из которых 770 - в лизинге. У иностранных собственников перевозчики арендуют 515 бортов, еще 200 находится в собственности у российских лизингодателей и несколько десятков - напрямую у перевозчиков. Об  этом пишет Forbes

Далее, в России уже выпущено около своих самолетов  200 SSJ 100. И именно "Сухой Суперджет" готовится идти на смену Boing.

Во многих российских авиакомпаниях уже получили уведомления европейских лизингодателей о расторжении договоров перестрахования в ночь с 7 на 8 марта (в отдельных случаях – до 10 марта). Авиаторы трактуют это как невозможность продолжать полеты без автоматического расторжения лизинговых контрактов.

Наверное, самое легкое в этой ситуации – "сделать ноги", как это уже осуществил  Андрей Калмыков, бывший генеральный директор ООО "Победа".

Михаил Полубояринов, тоже мог пытаться уехать, а потом вернуться – словно по приказу.  Но, может, для самого "Аэрофлота" его бегство было бы лучшим вариантом, ведь при Михаиле Полубояринове, как и при его предшественнике Виталии Савельеве, структура не вылезала из скандалов.

Выпрашивая миллионы

Напомним, что на своей должности г-н Полубояринов, обладатель миллионного состояния и высокой зарплаты в "Аэрофлоте", совсем не стеснялся выпрашивать деньги у государства. Причем, все последнее время он списывал проблемы в компании на пандемию.

На недавней, последней встрече в Кремле Михаил Полубояринов отчитывался перед Владимиром Путиным о том, что происходит в ПАО "Аэрофлот" . И большинство проблем Полубояринов попытался увязать с общим падением мирового рынка авиаперевозок в пандемию.  Стенограмма  встречи есть на сайте "Президент.орг".

И "Аэрофлот" получил наибольшее количество льгот и субсидий, связанных с пандемией.

Напомним, что еще летом 2020 г. Росавиация решила выплатить много миллиардную поддержку 18 авиакомпаниям. Деньги должны были компенсировать перевозчикам падение пассажиропотока из-за коронавируса. Государство выделило на эти цели 23,4 млрд. руб. на первоначально этапе.

Компании "Аэрофлот" и двум дочерним структурам, "России" и "Авроре" выделили 7,89 млрд. рублей. Группа, таким образом, получила 83% всех компенсаций. А средства "Аэрофлот" получил сразу. А вот  как выплаты другим авиакомпаниям были растянуты на несколько месяцев.

Тем не менее, по итогам 2020 г. падение пассажиропотока ПАО "Аэрофлот" составило почти 50%.

Но это мелочи по сравнению с докапитализацией "Аэрофлота". Структура провела дополнительную эмиссию акций, за счет чего привлекла 80 млрд. рублей, а участие, помимо Правительства РФ, принимали различные инвесторы.

В результате доля Росимущества в компании выросла с 51% до 57%. То есть "Аэрофлот", пользуясь огромной бюджетной поддержкой, продолжает увеличивать свой вес за счет бюджета. Но 2020 г. компания закончила с убытком в 97 млрд. рублей.

Ранее в компании уверяли, что в связи с тяжелой ситуацией дивидендов за 2020 и 2021 гг. выплачивать не будут. Такое обещание давал экс-главы компании Виталий Савельев, после трагедии в Шереметьево в мае 2019 г., когда упал и загорелся "Сухой Суперджет". Тогда погибли более 40 человек.

Но в том же, 2019 г. руководители компании получили вознаграждение 2,1 млрд. рублей. За тот же период дивиденды компании, ушедшие в бюджет, составили 1,5 млрд. рублей.

И большая часть этой суммы могла перепасть весьма сомнительным личностям. К примеру, "человеку" Полубояринова и бывшему заместителю Виталия Савельева Владимиру Александрову, а также экс-главе юридического департамента компании Татьяне Давыдовой.

После же и Александров, и Давыдова попали под следствие. Об этом писал "Лайф.ру". По версии следствия, ПАО "Аэрофлот" с подачи этих персон необоснованно платил "своим" адвокатам за представление интересов госкомпании в судах, перечислив около 250 млн. рублей. Но защищалась компания своими силами. Куда же ушли деньги? И куда смотрел Совет директоров, в том числе, член Совета директоров г-н Полубояринов?

Задержанию Владимира Александрова способствовала проверка прокуратуры . И выяснилось: только за 2016 г. "Аэрофлот" отдал подрядов на 629 млрд. рублей по договору с единственным поставщиком. А как же конкуренция? В 2018 г. контракты были заключены на 450 млрд. рублей. Но через реальные торги прошли тендеры лишь на 8 млрд. рублей. Об этом пишет PASMI (признаны иностранным агентом на территории РФ).

А чем тогда занимался г-н Полубояринов? Трудно поверить, что, находясь в Совете директоров, он не был в курсе "миграции" таких сумм.

Под "защитой" Шувалова

Говорят, что наводить тень на плетень г-н Полубояринов мог много раньше, еще когда сидел в кресле первого заместителем председателя ВЭБ. Полубояринов имел хорошие отношения с главой ВЭБа Игорем Шуваловым. Об этом сообщали "Ведомости"

Напомним, что в свое время г-н Полубояринов занимался слиянием "Связь-Банка" и банка "Глобэкс". Слияние это произошло в конце 2018 года. Все расходы тогда легли на ВЭБ. А дело оказалось не очень прозрачным.

До сих пор ходят слухи, что операцию могли провернуть, чтобы скрыть некие нарушения в этих банках. Нарушения, которые могли быть связаны с возможными расходами для личных нужд все того же Михаила Полубояринова.

Якобы все последние годы до слияния банк "Глобэкс" нёс серьёзные убытки под руководством президента банка Виталия Вавилина. Г-на Вавилина, кстати, считали ставленником Михаила Полубояриноваю

Г-н Вавилин долго находился под следствием как фигурант уголовного дела о растрате имущества "Глобэкса" на 12 млн. евро. И особого внимания заслуживает якобы имевшая место история о сверхприбыльной продаже личного банка г-на Вавилина "НТБ" в структуру "Глобэкса".

Якобы г-н Вавилин мог получить 4 млрд. рублей за 20-миллиардные проблемные активы, чистая стоимость которых могла составлять 10-20% от балансовой стоимости. Г-н Вавилин  в итоге был отпущен из СИЗО. И отправился под домашний арест. Об этом сообщал "Коммерсант".

Михаил Полубояринов, который также являлся членом совета директоров банка "Глобэкс", вряд ли об этом не знал. А что касается "Связь-Банка", то он попал в ВЭБ на санацию после кризиса 2008 г. И стал контролироваться менеджерами ВЭБ. И мог использоваться как транзитный коридор для вывода миллиардов рублей.

Скандалы Полубояринова

И, конечно, как еще  не вспомнить скандалы, которые сотрясали компанию "Аэрофлот" последние  2 года…

Именно при Полубояринове "Аэрофлот" урезал зарплаты летному составу, дабы не потерять господдержку. И в компании тогда началось массовое увольнение членов летного экипажа через сокращение зарплаты пилотам. Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов сообщил журналистам, что в российских компаниях такая практика встречается повсеместно. Компании используют ее, чтобы не допустить сокращений со стороны работодателей и продолжать получать господдержку. Об этом писал "Ньюс.ру".

Массовое увольнение происходит, но не в виде сокращения. И чтобы получать государственную поддержку, авиакомпании важно не допустить процедуры увольнения работника по инициативе работодателя. И работодатели хотят избавиться от лишних работников, но не проводят сокращение. Ведь это дорогое удовольствие. Именно потому работодатели пытаются действовать иначе.

К примеру, уволить работника по его собственной инициативе через процедуру уменьшения зарплаты. И ныне провоцирование пилотов к самостоятельному увольнению часто встречается в практике руководства авиакомпаний. Таким образом, еще 1 января 2021 г. авиакомпания "Аэрофлот" сообщила, что в 3 раза сокращаются зарплаты членам летных экипажей.

Михаил Полубояринов тогда обратился к коллективу компании, заявив, что надеется на нормализацию авиасообщения.  Он упомянул, что 2020 год был очень непростым. Но з год "Аэрофлот" перевез более 30 млн. пассажиров. О том, что перевозки упали на 50%, г-н Полубояринов решил промолчать. В  общем, за последнее время авиакомпанию "Аэрофлот" покинуло немало первоклассных пилотов.

Не прибавили популярности Аэрофлоту и его руководству и практики по обращению с животными пассажиров. Было уже несколько несчастных случаев, когда пассажиры теряли своих питомцев. И пусть, в итоге, они были замяты, осадок у людей остался.

Всё это вкупе с огромным количеством проблем, коррупцией и навалившимися новыми ограничениями действительно могло бы заставить Полубояринова задуматься об уходе из компании. Но какой же капитан первым бросает судно, севшее на мель? Только очень и очень плохой – даже если большая часть команды и сама не прочь выбросить его за борт.

Фото на главной странице: "Аргументы и факты"

назад

Другие статьи
ad_600x150