САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.
Промышленность

18.09.20

КАМИКАДЗЕ ИЗ СУПЕРДЖЕТА

 

Ведомство Сергея Чемезова уже объявило, что на создание нового лайнера Sukhoi SuperJet New потратит 120 -130 млрд. рублей. И опять же - по заявлению ГК "Ростех" - Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) создаст новый лайнер через 2 года, к 2023 году. Примерно половина из этих 120-130 млрд. рублей уйдет на создание российского двигателя ПД-8.

Сегодня Сухой Суперджет100, который оказался столь невостребованным, летает на двигателе Sam146 совместного, российско-французского производства. Этот двигатель вызывает много нареканий.

 ГК "Ростех" обещает, что новый двигатель ПД-8 разработает Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). Эта структура, как ОАК, входят в структуру "Ростеха". Что еще интересно? Большую часть суммы на создание Sukhoi SuperJet New ОАК и ОДК получат из бюджета. Остальную часть выделит "Ростех".

Сам собой возникает вопрос: если в течение 15 лет в небо так и не смог подняться полностью надежный и комфортабельный лайнер из семьи Сухой Суперджет - а первоначально обещали налудить 1300 бортов ( пока сделали 170) - то как можно за 2 года слепить то, что не могли слепить за 15 лет?

Кто постоянно продвигает этот по мнению различных наблюдателей "сомнительный" проект, на счету которого так много ЧП, нештатных ситуаций и что гораздо важнее, десятки человеческих жертв? Кто эти "камикадзе" из Правительства РФ?

В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.

Грядет большой "распил"?

Нужен ли стране этот новый проект - Sukhoi SuperJet New и космические затраты на него с учетом низкого спроса на самолет? Изначальный бизнес-план предполагал производство в течение 30 лет 1300 этих лайнеров, потом он был снижен до 830 штук. В 2015 году решено было сделать лишь 595 лайнеров.

Но даже этот, сильно заниженный план, который предполагал поставки 30 бортов в год, был выполнен только однажды - а именно в 2017 году. В 2018 и в 2019 гг. поставки SSJ100 снова упали.

Правда, в ОАК обещают, что SSJ New будет гораздо эффективным самолетом. У SSJ New будут замещены десятки систем и компонентов, изменится конструкция фюзеляжа. И будет скорректирован центр тяжести.

Отдельные обещания идут в отношении двигателя ПД-8. Обещают, что ПД-8 будет ставиться не только на новый суперджет, но и подойдет для самолета-амфибии Бе-200. Амфибия летает пока на моторах производства Украины.

Еще на отечественные конструкции помимо двигателя, будут заменены системы кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения, а также кислородная система экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатора обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла и др.

Похоже, что грядет очень большой "распил"?

Мотор с большими проблемами

Надо отметить, что производитель так и не смог решить проблему с неисправными двигателями самолета. Для авиакомпаний закупали пул подменных двигателей, но этих двигателей не хватает.

Напомним, что SSJ100 предназначен для перевозок на короткие и средние расстояния. Комплектуется двумя двигателями SaM146.Они созданы специально под этот проект. Их производит совместное предприятие российской"ОДК-Сатурн"и французской Safran–Powerjet. Об этом сообщали "Ведомости".

Таким образом, у первого гражданского самолета российской разработки -огромные проблемы с двигателями, созданными в сотрудничестве с французской компанией Safran.

Проблемы в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо. В итоге, хотя  двигатель должен отработать 8тыс.часов до капремонта, на деле уже после 2 тыс.двигателю требуется ремонт. Каждый ремонт длится 2месяца. И стоит 2–5 млн.долларов.

У региональных авиакомпаний из-за поломок двигателей сегодня стоит каждый четвертый SSJ100,для них закупают подменный пул двигателей .Закупленного не хватает. Из 17 двигателей четыре оказались неисправны.

Мощности Powerjet по выпуску двигателей ограничены.Компания может выпускать 60–70двигателей в год на 30–35самолетов.

Все они идут на новые SSJ100, для подменного пула не хватает. Для исправления проблем в горячей части двигателя нужны серьезные инвестиции ,в том числе в расширение производства, ноSafran этого делать не хочет.

На старте программы планировалось выпустить 1300 SSJ100 ,потом планы сократили до 900, а в 2015году–до 595 самолетов. Это коммерчески менее перспективно для поставщика двигателей.

Процесс ремоторизации был остановлен

Российский турбореактивный двигатель среднего класса ПД-8, который придет на смену украинским Д-436ТП в амфибиях Бе-200 и будет устанавливаться на лайнеры SSJ New, пройдет сертификацию в 2023 году.

Об этом сообщил первый заместитель главы корпорации "Ростех" Владимир Артяков, Он подчеркнул, что финансирования достаточно для того, чтобы все работы были завершены в срок. Об этом сообщал ТАСС.

Газогенератор для перспективного агрегата будет готов уже в 2021 году , а в 2023-м двигатель должен получить сертификат.

Первый заместитель Сергея Чемезова в ГК "Ростех" Владимир Артяков

Заместитель Сергея Чемезова уверен, что установка отечественных силовых установок на российскую авиацию является приоритетной задачей, так как без них Россия становится уязвимой в условиях санкционного прессинга.

Именно поэтому уже сегодня на основе решений, использованных в процессе создания двигателя ПД-14 для лайнера МС-21, разрабатывается двигатель ПД-8.

По мнению Владимира Артякова, агрегат является установкой широкого спектра применения и может быть использован не только в SSJ New, но и на новых вертолетах.

Сегодня на SSJ 100 используются, как уже отмечалось выше, силовые установки SaM-146 российско-французского производства. Такими же двигателями планировалось переоснастить и самолет-амфибию Бе-200. Но процесс ремоторизации был остановлен.

Интересно, почему?

В рамках гособоронзаказа

Тем не менее, ПАО "ОДК-Сатурн" сообщило, что потратит 1,5 млрд рублей до конца 2023 года на разработку турбины высокого давления двигателя ПД-8.

Отмечается, что соглашение заключается с единственным поставщиком. Исполнитель не рассекречивается. Работы по договору должны быть выполнены до конца декабря 2023 года.

Согласно материалам, работы будут проходить в рамках разработки перспективного авиационного двигателя тягой 8 тонн для применения в маршевой силовой установке самолетов Бе-200ЧС и SSJ, шифр "ПД-8-Сатурн" в рамках государственного оборонного заказа за счет федерального бюджета.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров

В Министерстве промышленности и торговли между тем сообщили, что для повышения конкуренции в поставках, ведомство Мантурова совместно с авиапроизводителями запустило проекты создания отечественного двигателя ПД-8 и 34 самолетных систем, а также бортового оборудования.

Проблемы в "ОДК-Авиадвигатель"

Но вот о чем молчат и в ГК "Ростех" , и в ОАК : оказывается, АО "ОДК-Авиадвигатель" за последние 2 года испытывает острейшие финансовые проблемы. Акционерное общество значительно ухудшило свои финансовые показатели еще в 2018 году. Об этом сообщал "Коммерсант".

Выручка в 2018 году составила 10,8 млрд. руб., что на 6% меньше объемов 2017 года (11,4 млрд. руб.). Чистая прибыль снизилась на 47% с 118 млн. руб. в 2017 г. до 62 млн. руб. в 2018 году.

В 2018 году сразу на 708% возросла кредиторская задолженность: она увеличилась до 16,2 млрд. рублей.

Почему это случилось? Рост произошел из-за опережающего финансирования со стороны государства программы по созданию авиадвигателя ПД-35 и авансов в рамках действующих контрактов на поставку газотурбинных электростанций.

"ОДК-Авиадвигатель" направила в Росавиацию 11 заявок на внесение изменений в двигатель ПД-14

Что касается разработок двигателей на ОДК. Власти ожидали получения сертификата на двигатель ПД-14 еще в 2019 году. И это бы позволило начать экспорт ПД-14 в Европу. Двигатель до сих пор не готов. И сроки опять перенесли, теперь на 2021 год. Об этом сообщал РБК.

Но еще в октябре 2018 года ОДК завершила сертификационные испытания своего двигателя ПД-14, а разработка велась с 2008 года. И получила на него сертификат от Росавиации. И предприятие "ОДК - Пермские моторы"-приступило к испытаниям серийных ПД-14 для самолета МС-21.

Отметим на полях, что разработка двигателя ПД-14 велась с 2008 года... И до сих пор с этим двигателем есть проблемы.

Сколько же времени будет разрабатываться ПД-8 для новой модели SSJNew?

Власти ожидали получения сертификата на двигатель ПД-14 еще в 2019 году

Эти изменения должны способствовать улучшению эксплуатационных характеристик двигателя.

Минпромторг тем временем объявил тендер на доработку двигателя для приведения его в полное соответствие с европейскими требованиями. Цена контракта - около12 млрд. рублей. Все работы должны быть завершены до середины декабря 2021 г.

5 изменений было внесено в 2019 г., три - в 2020 году. И еще 5 изменений в проект ПД-14 должны внести в 2021 году.

Сегодня обещают, что ПД-14 не только будет использоваться в составе самолета МС-21, но и станет основным для целой линейки двигателей различной тяговооруженности.

Но сколько же на этом фоне будет разрабатываться новый двигатель ПД-8 для SSJNew?

Дикая нехватка запчастей

Но каковы же итоги суеты вокруг самолета Сухой Суперджет 100?

Государство потратило более 7 млрд. долларов бюджетных средств на разработку нового ближнемагистрального авиалайнера. На новый самолёт возлагались большие надежды. Но надежды эти не оправдались.

Уже известно, что многие суперджеты не могли летать из-за поломок двигателя: комплектующие выходили из строя быстрее, чем это обещал производитель.

Двигатель - далеко не единственная проблема Sukhoi Superjet 100

Эти самолеты поставляют с 2011 года, но до сих пор налет катастрофически мал - всего 3 часа в сутки. Это в несколько раз меньше, чем у Boeing и Airbus. Главная причина - нехватка запчастей и длительные сроки поставки этих запчастей при поломках. Проблемы возникают в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо. В специальных камерах двигателя уже после 2-4 тыс. часов полета могут появляться трещины, хотя обещана работа без проблем в течение 8 тыс. часов.

Но двигатель, как выясняется, далеко не единственная проблема Sukhoi Superjet 100.У этой машины есть несколько других серьезных проблем, которые не позволяют ему показывать высокую экономическую эффективность

Главная заключается в том, что система послепродажного обслуживания построена по некоему неудобному принципу. В самолете - миллион деталей, и в процессе эксплуатации должен быть легкий доступ к этим д детялям - должна быть возможность приобрести их на рынке в свободной продаже. Рынка свободной продажи нет.

Самолеты Sukhoi Superjet 100 комплектуются двумя двигателями. Они созданы специально для этих лайнеров и делаются на совместном предприятии - "ОДК-Сатурн" (Россия) и Safran -Powerjet (Франция).

Но двигатель Sam146 оказался неудачным: он быстро выходит из строя.

40 суперджетов для Ирана

Напомним, что SSJ 100 начал создаваться с начала 2000-х. И уже в 2011 г. был сертифицирован. И стал поступать в авиакомпании. Но в суперджете уровень зарубежных комплектующих сегодня доходит почти до 70%.

До 2014 г. он преподносился как продукт глубокой международной интеграции отечественного авиапрома с зарубежными поставщиками авиакомпонентов. Но в 2014 году, после присоединения Крыма, многое изменилось.

Западные авиакомпании охладели к российскому лайнеру, а высокий уровень комплектующих из США, помешал поставить 40 суперджетов авиакомпаниям Исламской республике Иран. Об этом писала "Газета.ру".

Далее, авиакомпании, которые были готовы заключить контракты на приобретение самолета Сухой Суперджет 100, разорялись одна за другой. В конечном итоге основным обладателем лайнеров стала авиакомпания "Аэрофлот."

Наконец, в 2018 году было принято решение заняться импортозамещением.

ЧП и аварии

Но если даже бегло пройтись по многочисленным ЧП с Суперджетом-100, становится ясно: самолет изначально делали топорно. И у него имеются проблемы не только с двигателем, но также с шасси и предкрылками. Еще борт имеет проблемы с индикатором скорости у пилотов.

Самые крупные нелады с Суперджетом100 начали происходить с мая 2012 года. Именно тогда, во время демонстрационного полета в Индонезии лайнер врезался в гору. Погибли 45 человек. Об этом сообщало РИА "Новости".

21 июля 2013 года в исландском аэропорту Кефлавик потерпел аварию еще один Sukhoi Superjet 100. Лайнер совершил жесткую посадку: у него заклинило шасси. Один из двигателей самолета был поврежден. В момент ЧП на борту было 5 человек: серьезно никто не пострадал.

ЧП в аэропорту "Шереметьево" случилось и 5 мая 2015 года: на взлете Сухой Суперджет100 потерял деталь из двигателя. Лайнер направлялся в Киев. И каким -то чудом долетел до аэропорта Борисполь.

Май 2019 года, самая тяжелая авария в аэропорту Шереметьево, когда погиб 41 человек из 78, находившихся на борту SSJ100.

В октябре 2018 года, Сухой Суперджет 100 сел на брюхо в аэропорту Якутска. На борту - более 90 человек. По одной из версий, у судна надломилась передняя стойка шасси. Это чудо, что никто не пострадал.

Не многовато ли ЧП ?

Напомним также, что для полноценной разработки и производства двигателя SaM146 для суперджета в свое время были организованы несколько СП. Это предприятие ЗАО "ВолгАэро" в Рыбинске. Еще одно предприятие - ЗАО "Полуево-Инвест" расположено в 25 км от Рыбинска. Это ЗАО занимается постройкой и эксплуатацией открытого испытательного стенда для проведения испытаний по программе сертификации воздушно-реактивных и газотурбинных двигателей. Таким образом, для создания двигателя SaM146 была создана мощнейшая база.

Но Сухой Суперджет100 так и не смог нормально летать.

Еще любопытный факт. Некоторое время тому назад в компании "Гражданские самолеты Сухого" озвучивались планы по уменьшенной версии SSJ 100: рассматривали вариант самолёта SSJ -130 NG (New Generation).

Этот проект разрабатывался с 2011 года: именно тогда Правительство РФ приняло решение о строительстве нового пассажирского среднемагистрального самолёта вместимостью 130 мест. Давали и финансирование - до 300 млн. рублей в год. Но в 2013 году финансирование было прекращено. Безо всяких объяснений. Проект заморозили.

Многие решения по проекту келейно принимают министр Денис Мантуров и глава ГК "Ростех" Сергей Чемезов

Летом 2016 года стало известно, что "Гражданские самолеты Сухого" завершили разработку новой модификации суперджета - SSJ -100SV - Stretch Version, вместимостью 120 пассажиров. В 2017 году на авиасалоне в Ле Бурже и на МАКС-2017 планировали показать этот лайнер. Но так и не показали. Судьба этого проекта неизвестна.

Таким образом, похоже, отмываются бюджетные миллиарды? Иное предположить сложно.

Вот вице-премьер Юрий Борисов вообще доволен самолетом Сухой Суперджет 100.

"Дорабатывать Сухой Суперджет100 нет необходимости", - не раз заявлял г-н Борисов. -Правительство не имеет претензий к SSJ100" . Об этом сообщал "Интерфакс".

Но зачем же тогда решили делать новый проект за 130 млрд. рублей? С новым двигателем ПД-8, если даже не смогли выбрать нормальный зарубежный аналог?

назад

Другие статьи
ad_600x150