САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.
Промышленность

01.04.20

ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН УВЗ ЧЕМЕЗОВ ОТПРАВИЛ В "НИКУДА"

НПК "Уралвагонзавод», усыновленный госкорпорацией "Ростех", по-прежнему не вылазит из судов. Ныне "Уралвагонзавод" очень хочет взыскать 125 млн. рублей со своего контрагента - ЗАО " Современная машиностроительная компания". И это, несмотря на ограничения, в рамках которых в период карантина по коронавирусу, суды как будто бы рассматривают только заочные споры. И без участия заявителей!

Но исковое заявление в адрес ЗАО "Современная машиностроительная компания" было принято арбитражным судом Свердловской области. Назначено и предварительное заседание: это будет 13 мая, если закончится карантин. По данным портала Госзакупок, в течение последних лет "Уралвагонзавод" и ЗАО СМК" подписывали несколько контрактов.

 В то же время идет вал исков и в отношении самого "Уралвагонзавод". Суммы предъявляются космические! Выходит, что "Ростех", который взялся встряхнуть хиреющее производство, со своей задачей не справляется, даже после ухода Олега Сиенко, которого обвиняли во всех бедах предприятия.

Кто таскает предприятие по судам разбирался  корреспондент The Moscow Post.

Чемезов обещает рай в 2021 году

Как "Ростех" появился в жизни "Уралвагонзавода"? Завод погряз в долгах. И оказался на грани краха. И чтобы его спасти, пришлось передать предприятие госкорпорации "Ростех", сменить руководство и заставить перевозчиков покупать основную гражданскую продукцию предприятия – железнодорожные вагоны.

Напомним также, что в кризис 2008–2009 гг. УВЗ столкнулся и с резким падением спроса на вагоны. Предприятию пришел на помощь В.Путин: по его распоряжению в 2009 года "Уралвагонзавод" получил субсидию 25 млрд. рублей. Но в 2012 году начался новый кризис. Причина была в продлении операторами сроков эксплуатации вагонов без согласования с производителем.

 Однако все происходило фактически на бумаге, несмотря на то что в техпаспортах был указан срок службы – 22 года. Это привело к падению спроса на новые вагоны производства УВЗ. Что бы спасти ситуацию и не допустить закрытия производства, УВЗ создал собственную компанию-оператора "УВЗ-логистик". И стал поручителем по банковским кредитам для покупки этой компанией вагонов у себя самой. Но это привело к быстрому росту долгов завода, хотя и позволило не останавливать производство.

 Вторым кризисным фактором стал скачок валютного курса в 2014–2015 гг. и рост процентных ставок по кредитам. Долг компании тогда достиг более 182 млрд. рублей. Переизбыток вагонов на рынке привел к падению на суточную аренду вагона с 1500 руб. до 300 рублей.

 "Уралвагонзавод" снова оказался на краю пропасти.

 В 2016 году Минпромторг запретил операторам железнодорожных перевозок продлевать сроки службы вагонов. Это дало заводу новые заказы, а процентные ставки по кредитам к тому времени начали снижаться.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли

В сентябре 2016 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, в то время курирующий ВПК, написал письмо Владимиру Путину, в котором выразил недовольство работой генерального директора УВЗ Олега Сиенко.

 Рогозин предложил передать 100% акций УВЗ в ГК "Ростех". И в декабре 2016 года Владимир Путин подписал указ о передаче 100% акций НПК "Уралвагонзавод" государственной корпорации "Ростех".

В марте 2017 года сменился генеральный директор УВЗ: это место занял Александр Потапов, бывший заместитель министра промышленности и торговли.

Александр Потапов, генеральный директор Уралвагонзавода

Вскоре Сергей Чемезов заявил, что в будущем на УВЗ будут привлечены частные инвесторы, но произойдет это не ранее чем через три года. На календаре был февраль 2018 года.

Напомним, что в состав корпорации помимо основного производства в Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод) входят завод № 9 (Екатеринбург, производитель артиллерийских орудий), Омсктрансмаш (производитель тракторов), Уралтрансмаш (Екатеринбург, производитель самоходных артиллерийских орудий), ЦНИИ "Буревестник" (Нижний Новгород, разработчик артиллерийских орудий), УКБТМ (Нижний Тагил, КБ по разработке танков и боевых машин), НПО "Электромашина" (разработчик оборудования для боевых машин) и др.

Но пока дела у Уралвагонзавода идут ни шатко -ни валко. Завод получает многомиллиардные иски от своих партнеров. Возможно, Уралвагонзавод никак не отойдет от своего тяжелого прошлого?

 Вице-премьер Рогозин недаром очень нелестно отзывался о бывшем директоре УВЗ Олеге Сиенко. Похоже, что "призрак" Сиенко пока еще витает над предприятием.

Банкет за 10 "лимонов"?

А в памяти народной бывший глава Уралвагонзавода Сиенко остался, благодаря своей любви к банкетам и заграничному отдыху. Особенно ярким получился юбилей господина Сиенко, который он праздновал в 2016 году. Ему стукнул полтинник.

Но вот только не в тесном Нижнем Тагиле праздновал свой полтинник господин Сиенко. Как утверждал автор на портале "В Тагиле" якобы для этого он выбрал Москву. Банкет на 400 персон был заказан в большом зале ТЦ "Европейский".

Аренда просторного помещения для 400 гостей обошлась в 750 тыс. рублей . Столы ломились от деликатесов. Эти изыски обошлись в 3 "лимона".

Олег Сиенко оставил о себе много "приятных" воспоминаний

На юбилее у Сиенко были Марина и Валентин Юдашкины, Алика Смехова и Игорь Крутой.

Юбиляра поздравляли Владимир Кузьмин, Алсу, Анита Цой и Дмитрий Маликов. Каждый из них получил за свое выступление по 20 тыс. евро. В общей сумме расходы на праздник могли обойтись юбиляру в 10 млн. рублей.

В тот день поздравить Олега Сиенко пришли и кураторы "Уралвагонзавода" в правительстве: вице-премьер Дмитрий Рогозин (на тот момент) и министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Но вот пока г-н Сиенко и его сиятельные гости веселились, рабочие Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле провели митинг, выступили против массовых сокращений и задержек зарплат. На митинг собрались около 100 человек.

 Веселясь в Москве в ТЦ "Европейский", Сиенко не мог не помнить, что в судах находятся десятки исков к "Уралвагонзаводу" от банков-кредиторов и поставщиков. Общая задолженность тогда составляла более 10 млрд. рублей.

Дмитрий Рогозин в 2016 году предложил отдать УВЗ госкорпорации "Ростех"

Вообще Сиенко очень любит дорогие и громкие банкеты. Летом 2011 года Сиенко, по слухам, отдыхал на Лазурном берегу. Якобы на совместной вечеринке, устроенной Олегом Сиенко с ВТБ-лизинг в Гранд Отеле Кап Ферра, выступали C.C.Catch, Modern Talking и известная стриптизерша Дита фон Тиз.

Вот и все объяснение "эффективной" работы бывшего генерального директора Уралвагонзавод.

Фирма "Солвер" требует миллиарды

А теперь - про суды.

В феврале этого, 2020 года к "Уралвагонзаводу" подали иски на 1,4 млрд рублей. В суд обратилась инженерно-консалтинговая фирма "Солвер".

В всего в Арбитражный суд Свердловской области поступили 3 иска от этой компании к УВЗ. Сумма требований в первом из - 1,3 млрд. рублей, во втором – 128 млн. рублей, в третьем – 10,5 млн. рублей.

И это далеко не первые претензии "Солвера" к "Уралвагонзаводу" в 2020 году. Еще 10 января компния обратилась в суд с требованием изменить размер и способ обеспечения исполнения контракта (какого именно, в материалах дела № А60-260/2020 пока не уточняется).

В декабре 2019 года "Солвер" потребовала взыскать с "Уралвагонзавода" 3,5 млн.евро штрафа, иск приняли к производству.

Основной вид деятельности компании "Солвер" по ЕГРЮЛ – разработка компьютерного программного обеспечения.

Что любопытно, компания "Солвер" сотрудничает с "Уралвагонзаводом" с 2014 года. И в тот год компания"Солвер" поставляла оборудование для нового цеха предприятия, а также занималась разработкой техпроцессов и подбором персонала. 

Но откуда же берутся такие заоблачные суммы исков?

8 исков к "Строй Групп"

Но и сам "Уралвагонзавод" не отстает от той же компании "Солвер". В марте 2019 года завод подал 8 исков к строительной компании, которая обретается в столице, на общую сумму 1,5 млрд. рублей.

Все они касаются договоров, заключенных между "Уралвагонзаводом" и компанией "Строй Групп" в 2017 году. Об этом сообщает ТАСС

Самым крупным стал иск о взыскании неосновательного обогащения и пользование чужими денежными средствами в размере 430 млн.рублей.

Арбитражный суд Свердловской области объединил в одно дело два иска общей суммой 259 млн. рублей. В них "Уралвагонзавод" требует взыскания с ответчика пени за нарушение сроков работ и проценты за пользование коммерческим кредитом. Далее в требованиях - взыскание штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.

 Еще УВЗ подал иски о взыскании со "Строй Групп" пеней по контракту на сумму 182 млн. рублей, взыскании суммы неотработанного аванса в размере 80 млн. рублей и взыскании авансового платежа, неустойки и процентов на сумму 274 млн. рублей.

По данным базы СПАРК, компания "Строй Групп" осуществляет деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях.

Арест Павла Бабаева

Далее, УВЗ подал иски к компании "Строй Групп" в марте 2019 года. Как утверждал автор портала "В Тагиле", якобы а в марте 2020 года начались аресты руководителей компании. Были арестованы руководители подрядчика Уралвагонзавода по обвинению в хищении 3 млрд. рублей. Речь про генерального директора строительной компании Павла Бабаева и его помощника Константина Лободу.

К слову, компания "Строй Групп" хорошо известна не только в Москве, но и в Нижнем Тагиле. Она возводила несколько производственных мощностей по заказу Уралвагонзавода. Но провалила контракт, в итоге рабочие остались без оплаты.

Бабаева и Лободу сотрудники ФСБ задержали в Москве 3 марта. В их квартирах прошли обыски. 5 марта следствие ходатайствовало об аресте Бабаева и Лободы на 2 месяца.

Следователи уже выяснили, что деньги были выведены на счета аффилированных юридических лиц при заключении липовых контрактов. Оперативники теперь должны установить руководителей фирм-однодневок, через которых деньги выводись за кордон.

Альфа-банк : 6 исков к "Уралвагонзаводу"

Но абсолютным лидером по подаче исков к "Уралвагонзаводу" стал 2015 год. 13 октября 2015 года суд рассмотрел иск Альфа-банка к УВЗ.

Арбитраж принял к производству иск Альфа-банка к УВЗ на 6,6 млрд. руб и 39,7 млн. долларов. Арбитражный суд Москвы зарегистрировал шесть исков Альфа-банка к Научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод " и двум связанным с ней предприятиям ООО "ЧТЗ-Уралтрак "и ООО "Технопарк Тракторозаводский".

Альфа-банк в апреле 2015 года уже подавал иск к этим же трем соответчикам о взыскании задолженности по 6 кредитным договорам на общую сумму 7,4 млрд. рублей и 33,9 млн. долларов.

 Позже этот иск был передан по подсудности в арбитраж Челябинской области. Почему это случилось? В иске было заявлено требование об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество: производственные, складские, административно-бытовые корпуса ответчиков и землю.

А такие дела рассматриваются исключительно по месту нахождения недвижимости.

При рассмотрении дела в суде в Челябинске Альфа-банк заявил ходатайство о выделении денежных требований в отдельное производство. Основание- объединенного иска обязательства ответчиков по шести кредитным договорам со сроками погашения в 2016–2017 годах. Банк потребовал вернуть деньги досрочно в связи с нарушением обязательств по обслуживанию кредитов и ухудшением финансового состояния заемщика.

О чем все это могло говорить? О том, что на "Уралвагонзаводе" продолжали происходить странные события.

Заочный арест Дмитрия Еремеева

И в этой связи хочется рассказать про громкий скандал, связанный с деятельностью Дмитрия Еремеева, бывшего генерального директора "УВЗ- Логистик".

 В начале июня 2016 года Тверской районный суд Москвы заочно санкционировал арест Дмитрия Еремеева . Об этом сообщал "Коммерсант".

Г-н Еремеев был объявлен в международный розыск по обвинению в злоупотреблении полномочиями: по версии следствия, он заключал заведомо невыгодные для "УВЗ-Логистик" договоры о сдаче в аренду полувагонов. Еремеев нанес компании огромный ущерб.

Дмитрий Еремеев нашел пристанище в США

Уголовное дело было возбуждено по заявлению руководства ГК "Ростех" еще в середине октября 2018 года. Основанием послужила проведенная корпорацией проверка деятельности "УВЗ-Логистик" после того, как "Ростех" стал владельцем Уралвагонзавода.

Проверка показала, что руководитель "УВЗ-Логистик" Дмитрий Еремеев заключил со структурой РЖД АО "Федеральная грузовая компания" невыгодный контракт. В итоге более 28 тыс. полувагонов были сданы в аренду по цене ниже рыночной.

 В результате был причинен ущерб на несколько миллиардов рублей. В ходе изучения материалов дела в суде также выяснилось, что ГК " Ростех" признана по этому делу потерпевшей стороной. И в случае задержания господина Еремеева госкорпорация имеет полное право предъявить господину Еремееву имущественные претензии.

 Сам Еремеев сегодня находится в США, о чем суду сообщили адвокаты бизнесмена. Но когда же следственные органы смогут достать г-на Еремеева из США?

В общем, те параллельные миры, в которые переселился "Уралвагонзавод", когда был передан "под опеку" госкорпорации "Ростех", мало что изменили в жизни знаменитого предприятия. А отряхиваться от наследства таких, как Сиенко и Еремеев, УВЗ придется еще долго.

Об этом говорят и многочисленные судебные процессы в жизни завода.

назад

Другие статьи
ad_600x150