САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

Отдел расследований газеты "Аргументы недели" - 2006 - январь 2012 г.

.Журнал "Объектив",отдел расследований -июль 2013 г.-июль 2016 г. Октябрь 2014 г. - н.в. - газета журналистских расследований "Версия". Май 2018г. - по н.в.- "The Moscow Post"
Политика

24.10.19

СОБЯНИНУ РОЮТ ЯМУ?

 

Мэрия Москвы заплатит за строительство метро 2 трлн руб. вместо запланированных в 2012 г. 900 млрд руб. С приходом на должность вице-мэра Марата Хуснуллина все заказы по столичной подземке распределяет подконтрольное ему АО "Мосинжпроект". По информации корреспондента The Moscow Post, подряды получают структуры, аффилированные с заказчиком. Бюджетные деньги распихиваются по карманам?

Кто роет метро, тот, похоже и "роет яму" мэру Москвы Сергею Собянину, имидж которого в глазах Кремля и так сильно упал после протестных акций в Москве. Градоначальник оказался неспособным контролировать ситуацию на своей территории.

Увеличение сметы на строительство метро более, чем в 2 раза демонстрирует, что Собянин и бюджет Москвы не контролирует. А зачем тогда такой мэр? Поговаривают, что Сергею Собянину уже подбирают место в крупной госкорпорации. А раньше прочили должность премьер-министра.

Возможно, предвидя скорый уход своего шефа, московские чиновники "рвут" бюджет столицы на части. Поэтому и увеличилась смета на строительство метро? Марат Хуснуллин, отвечающий за строительство, совсем не дорожит репутацией Сергея Собянина? Или оба решили напоследок "поживиться" по-крупному?

Марат Хуснуллин за спиной Сергея Собянина может играть и свою "игру". Хотя на словах, естественно, поддерживает шефа. Повышение цен на метро вице-мэр объяснил его…рентабельностью. Сколько не повышай, все равно окупится? Оригинальный подход к рациональному использованию и экономии столичного бюджета.

Функции заказчика строительства метро были переданы "Мосинжпроекту" в 2011 г. Однако большей части заказов за 2011-2013 гг. на портале госзакупок найти нельзя. Оказывается уже тогда Марат Хуснууллин проявил оригинальность - вместо конкурсов провел предквалификационный отбор, а затем просто раздал каждой компании ее объем работ.

По словам Хуснуллина, предквалификация позволила избежать появление на стройплощадках фирм-однодневок. Ах вот о чем заботился вице-мэр. Думается, что цель была совсем иная – избежать появление на стройплощадках фирм, не связанных с Маратом Хуснуллиным.

Он, конечно, утверждал, что заявку на тендер может подать любой. Подать то может, вот только кто у него ее примет? Если никакие тендеры не проводились, то заявки претендентов чиновники Хуснуллина могли прямиком отправлять в мусорную корзину. Так что утверждениям вице-мэра – грош цена.

Кто "пилит" московское метро?

АО "Мосинжпроект" неслучайно имеет форму собственности – акционерное общество. Это позволяет скрывать от общественности бенефициаров АО.  "Мосинжпроект" – это целый строительный "монстр", который занимается не только распределением заказов на метро. В его ведении: дорожное строительство, реконструкция транспортных развязок на МКАД и даже стадион "Олимпийский". "Мосинжпроект" в шутку называют основной структурой "стройотряда Хуснуллина". И это – действительно так.

На сегодняшний день АО "Мосинжпроект" только в государственных контрактах является поставщиком на 78.8 млрд руб. и заказчиком на 172.6 млрд руб. Кто же эти счастливцы, которым выпала небывалая честь работать с Маратом Хуснуллиным?

На первом месте среди подрядчиков – ООО "МИП-Строй №1" с сумой контрактов на 47.6 млрд руб. Его учредителями являются "дочерние" компании "Мосинжпроекта" – ООО "МИП-Актив" и ООО "МИП-Строй". Обе фирмы как братья близнецы – выручка -0, убыток 525 тыс. руб. и 603 тыс. руб. Деньги из них выводятся?  У "МИП-Строй №1" выручка - 46 млрд руб., прибыль – 425 млн руб.

Если и выводятся, то уже не сильно, так как в 2015 г. убыток фирм был 100 млн руб. и 104 млн руб., у "МИП-Строй №1" – 312 млн руб. Это был какой-то знаковый года для Марата Хуснуллина? Или просто деньги были нужны?

Второе место среди фаворитов "Мосинжпроекта" занимает ООО "ИТБ". Сумма контрактов – 37.8 млрд руб. Учредители компании - кипрские офшоры "Вилен Лимитед" и "Волахан Лимтед". Не является ли этот подрядчик "сливным бачком" Марата Хуснуллина? Может, силовикам стоит проверить контракты этой компании?

Третье место заняло АО "Трансинжстрой", которое заключило контракты на сумму на 31.1 млрд руб. Эта компания "прославилась" тем, что в 2015 г. в СИЗО был отправлен замгендиректора Александр Семин, заподозренный в хищении 313 млн руб. при строительстве станции "Шипиловская". Об этом писало РБК.  А злые языки судачили, что Семин якобы мог не поделиться с Маратом Хуснуллиным. Надо же такую напраслину на честного чиновника возводить.

Замыкают ТОП-5 подрядчиков "Мосинжпроекта" АО "Мосотделстрйой №1" с 8.3 млрд руб. и АО "Моспромпроект" с 7.1 млрд руб. Только эти пять организаций получили от бюджета Москвы более 100 млрд руб. И если сумма откатов на рынке оценивается в 20%, то Марат Хуснуллин мог "заработать" более 20 млрд руб. Такую сумму обычному человеку даже представить себе трудно.

АО "Мосинжпроект" имеет 48 дочерних организаций, которые несомненно были бы интересны силовикам, если бы не существующий негласный запрет на арест чиновников Москвы. Греби из бюджета лопатой и ничего никому не будет? Да чинуши Собянина как в сказку попали. А что будет, когда он уйдет?

Судя по названиям фирм, каждая из них создана под отдельный проект. Например, ООО "ТПУ Лермонтовский проспект" или ООО "Адц Коммунарка 53". Все эти фирмы объединены одним учредителем, общим адресом, нулевой выручкой, убытком в районе 500 тыс. руб., и штатом в 0 сотрудников. И как объяснить существование подобных организаций? 48 фирм-однодневок, против которых яро выступал Марат Хуснуллин?

Большинство фирм управляются ООО "Мосинжинвест", учрежденной уже знакомыми ООО "МИП-Актив" и ООО "МИП-Строй". У "Мостинжинвеста" есть управляющая компания – АО "Управление экспериментальной застройки микрорайонов" (УЭЗ), которую возглавляет давний приятель Марата Хуснуллина Альберт Суниев. Под УЭЗ работают около десятка различных строительных фирм, которые, по слухам, благодаря Марату Хуснуллину получают самые выгодные госзаказы в Москве.

АО "УЭЗ" является поставщиком в госконтрактах на сумму более 10 млрд руб. Самым крупным заказчиком фирмы является Казенное предприятие "Управление гражданского строительства" (УГС), которое возглавляет Дамир Газизов. Оно выступает заказчиком в госконтрактах на сумму 99 млрд руб.

И Альберт Суниев, и Дамир Газизов входят в "стройотряд Хуснуллина". Его "бойцами" также являются и другие выходцы из Татарстана, в котором Марат Хуснуллин с 2001 г. по 2010 г. занимал пост министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики.

Все эти люди во главе с Маратом Хуснуллиным участвуют и в реновации. И даже представить себе трудно, сколько они могут на ней "заработать". В Москве строят высотки, которые вовсе не были предусмотрены проектом, зато позволят "освоить" больший объем денег.

В некоторых микрорайонах будут выстроены дома площадью втрое больше, чем было снесено. А инфраструктура: детские сады, школы, парковки прибавится? В этом есть очень большие сомнения. Москве может грозить переуплотнение, но это, наверное, строителей мало волнует. А власти Москвы, которые ложны заботиться о комфортном проживание горожан? Или все деньгами в карманах измеряется?

И по реновации Марат Хуснуллин ринулся защищать своего шефа. По словам вице-мэра, планировать строить12-14 этажные дома вовсе не означало строить только их. Ах вон оно что! Получается, что обещать – вовсе не значит выполнять свои обещания. Хуснуллин хоть понимает, что своими словами "подставляет" Собянина. Или делает это специально?

Повышение сметы строительства московского метро – закономерный итог работы "стройотряда Хуснуллина", который может стать для Сергея Собянина "похоронной командой", лишающий его успешной карьеры. Может, пока еще не поздно, мэру Москвы стоит избавиться от своего заместителя Марата Хуснуллина?

назад

Другие статьи
  • 22.06.19

    ""МУХЛЁЖ" ПО-СОБЯНИНСКИ

    Полный аут в аэропорту "Домодедово": взлетно-посадочная полоса "окуклилась" после некой модернизации. Эта убогая модернизация привела к тому, что еще на 35 %снизилась пропускная способность аэродрома

ad_600x150