Государственная корпорация «Росатом» продолжает вести странную политику: для заграницы атомное ведомство поставляет всё «по последнему слову техники», а для России, похоже, «и так сойдёт». Теперь идут эксперименты с мокрыми градирнями, которые возводят на новой Ленинградской АЭС-2.

Градирнями называют систему охлаждения ядерных реакторов. Они бывают сухие и мокрые. Первое и самое главное отличие – сухие градирни в 3 раза дороже мокрых, в силу чего они совершенно безопасны как для окружающей среды, так и для людей. Мокрые же градирни таят в себе много опасностей. Атомное ведомство не может этого не знать, поскольку неоднократно получало обращения как от сотрудников атомных электростанций, так и от «аксакалов» ядерной отрасли с призывами остановить строительство мокрых градирен. Однако реакции нет. Тем временем возведение мокрых градирен продолжается на Ленинградской АЭС-2, которая должна заменить старую АЭС-1 с её реакторами чернобыльского типа. А ведь примеры последствий от использования мокрых градирен уже есть. Взять, к примеру, Калининскую АЭС, расположенную в Тверской области близ города Удомли.

Атомная Удомля тонет

Ещё во время строительства четвёртого энергоблока АЭС звучало немало предложений пересмотреть проект. Но никакие доводы на чиновников «Росатома» не подействовали. Последствия не заставили себя ждать.

– У нас поменялся климат, стало очень сыро, – рассказал бывший мэр Удомли, а сегодня – главный редактор газеты «Голос Удомли» Дмитрий Подушков. – Народ стал массово болеть, в приоритете – астма, бронхит, воспаление лёгких. Много хронически больных ребятишек. Бельё наши хозяйки сушат по три дня. Оно не сохнет. Если в доме сделан свежий ремонт, через три недели штукатурка начинает отваливаться – сырость запредельная! Ещё у нас появились бобры, которых никогда не было. В лесу натыкаемся на поляны белёсой чернику.

Градирнями называют систему охлаждения ядерных реакторов. Они бывают сухие и мокрые. Первое и самое главное отличие – сухие градирни в 3 раза дороже мокрых, в силу чего они совершенно безопасны как для окружающей среды, так и для людей. Мокрые же градирни таят в себе много опасностей.

Всё это местные жители связывают как раз с работой мокрых градирен и паровым «факелом», тянущимся от атомной электростанции на 25–30 километров. Вот и лес в Тверской губернии начал сильно заболачиваться. Всё это говорит о том, что в Тверской области здорово повысилась влажность. И возможная причина – работа мокрых градирен. Сухие градирни конструктивно устроены – так, что не увлажняют окружающую среду, отчего они экологически безопасны. Почему же по-прежнему используются мокрые технологии?

«Покойник не встанет»

Сейчас «Росатом» продолжает свои эксперименты с мокрыми градирнями, теперь уже в Ленинградской области. Новые градирни – а их будет шесть – возводятся в Сосновом Бору. В чём самая главная опасность? Несколько месяцев назад здесь начал свою работу мощнейший ядерный реактор поколения 3+ ВВЭР-1200. А чем мощнее реактор, тем больше выбросы в атмосферу. У ядерщиков вызывает опасение и новая установка – РУВ-491, которая запускается в работу в экспериментальном режиме. Похожая установка была сооружена на новом, шестом, блоке Нововоронежской АЭС, где также был установлен реактор ВВЭР-1200. Именно на этом блоке в ноябре 2016 года произошло ЧП. Тем временем мощность тепловыделяющих элементов на ядерном реакторе в Сосновом Бору повышена на 20%. А всего в 80 километрах от него – пятимиллионный Петербург.

По теме

Напомним, и вот о чём. Согласно СНиП 2.01.51-90 размещать атомные электростанции необходимо с учётом их влияния на окружающую среду и радиационную безопасность. По информации ok–inform.ru, после памятной аварии в Чернобыле в главе 3.5 СНиП появился пункт, запрещающий строить ядерные объекты на расстоянии менее 100 километров от города с населением от 2 млн человек. Ленинградская АЭС явно не отвечает этим требованиям.

Кстати, говорят, будто бы в ходе общественных слушаний, которые были посвящены вводу нового мощного реактора и работе мокрых градирен, главный инженер строящихся блоков Ленинградской АЭС Олег Иванов, отвечая на вопрос, есть ли гарантия, что Чернобыль не повторится, цинично пошутил: «Гарантии может давать только крематорий: покойник точно не встанет». Однако гражданам не до шуток – обеспокоенная общественность вновь обратилась с письмами и к Владимиру Путину, и к Дмитрию Медведеву: «Остановите строительство мокрых градирен!»

«Эскимо» вместо градирни

На общественных слушаниях экологи заявили, что за все годы работы Ленинградской АЭС в Сосновом Бору исследования о влиянии ядерного объекта на здоровье людей не проводились. Однако что касается воздействия на природу, то есть факты, которые явно свидетельствуют: генетические повреждения клеток сосны в зоне АЭС в 3 раза больше, чем у границ Петербурга. Что же будет, когда включатся все новые реакторы повышенной мощности?

В эти дни работу нового реактора вовсю обсуждают в социальных сетях. Особенно бурно обсуждается работа мокрых градирен, которые, похоже, со своей работой справились неважно. В минувшем феврале, когда грянули морозы, градирня замёрзла, превратилась в «эскимо». Во многих местах на башнях появилась наледь, которой там быть не должно.

Вот мнение независимого эксперта, инженера-ядерщика с огромным опытом работы Михаила Шавлова: «Этого краткого периода было достаточно для доказательства того, что блоки с мокрыми градирнями у нас зимой без аварий работать не смогут. Мы об этом неоднократно предупреждали! Но нас называли экстремистами». Потому есть предположение, что конструкторы Ленинградской АЭС-2 сильно ошиблись, когда решили использовать мокрые градирни в северной местности. Корками льда будут покрыты и трубопроводы, и провода, и сами строения.