САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.

27.09.17

ДЕТИ НАУКИ

Утечка мозгов из России в 2010-х начала замедляться благодаря вниманию государства и развитию некоторых отраслей. Вкладывать деньги в перспективные исследования начали и частные компании, в том числе крупные фармхолдинги. Молодые ученые, работавшие в лабораториях Германии, Швейцарии и США возвращаются в Россию. Почему заграница их больше не манит — выясняла «Лента.ру».

За длинным рублем

В перестроечные, в 1990-е и начале 2000-х Россия пережила несколько волн эмиграции. Многие из тех, кто перебрался на постоянное место жительства за рубеж, имели высокий уровень образования, а то и ученые степени. Большая часть покинувших страну деятелей науки обосновалась в США, некоторые уехали в Швейцарию, Германию, Канаду и ряд других стран. В начале 2017 года курирующая социальный блок вице-премьер РФ Ольга Голодец говорила, что за пределами страны работает более 1,5 миллиона высококвалифицированных россиян. Она подчеркивала, что сегодня трудно найти в мире университет или компанию, где не присутствуют сотрудники из России.

За рубежом, конечно, не только переманивают перспективных молодых ученых из разных стран (включая Россию, Китай, Индию), но и растят собственных. Для государства это не приносит сиюминутных выгод, но может дать значительный импульс для развития национальных экономик в обозримом будущем. Так, по данным PricewaterhouseCoopers (PwC), каждый доллар, вложенный в образование ребенка, в дальнейшем (когда он придет работать в компанию), может принести работодателю до 53 долларов дохода. Именно поэтому в США и Европе инвестиции в научное образование школьников и даже дошкольников уже носят массовый характер. В частности, в Соединенных Штатах в 2016 году из федерального бюджета было направлено 4 миллиарда долларов на реализацию программы по обучению школьников и студентов современным техникам программирования и кодирования (так называемая программа «К-12»), регионы вложили в эту программу еще 100 миллионов долларов.

Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»

В России же процесс, за которым в прессе прочно закрепился термин «утечка мозгов», не прекратился до сих пор. Однако следует признать, что в последние годы траты государства на развитие науки растут. Конечно, они не идут ни в какое сравнение с бюджетом научного сообщества США или КНР, но тем не менее прогресс есть, причем существенный. По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), размер ассигнований из федерального бюджета на гражданскую науку с 2000 по 2016 год вырос с 17 миллиардов до почти 440 миллиардов рублей в действующих ценах. В докризисном 2013 году (до обвала рубля) на финансирование прикладной и фундаментальной науки расходовали до трех процентов бюджета (в 2000 году — 1,6 процента).

На генном уровне

Рост объемов финансирования гражданской науки и позитивные изменения в некоторых отраслях, например таких, как фармацевтика, создают стимулы для возвращения из-за рубежа молодых ученых.

Мария в аспирантуре Университета Женевы в 2010-2015 годах изучала белковые комплексы TORC и PKA, отвечающие за рост и выживание клеток. Область исследования касалась сигнальных путей в клетке. «Если вокруг клетки много питательных веществ, она начинает активно делиться. Все это происходит потому, что в клетке существует множество сигнальных путей, которые приводят к последовательной передаче информации от рецепторов на поверхности к белкам внутри клетки. Существуют сигнальные пути, которые включают в себя компоненты в виде белковых комплексов TORC1, TORC2 и PKA. Задачей моей кандидатской было изучение взаимодействия между этими сигнальными путями», — рассказала она «Ленте.ру».

назад

Другие статьи
  • 7.05.13

    Россия vs США

    Лидером по количеству интеллектуального импорта по-прежнему остаются Соединенные Штаты

ad_600x150