«Ядовитая западня» – так назывался материал, опубликованный на страницах «Нашей Версии» в мае прошлого года. Тогда мы выяснили, что «Росатом» решил расконсервировать опасное урановое месторождение в Курганской области, вести разработку которого можно только с помощью концентрированной серной кислоты. После нашего выступления в «Росатоме» решили вроде как отказаться от проекта. Однако теперь нам стало известно, что Добровольное всё же готовят к запуску.

Добыча урана на законсервированном месторождении Добровольное может привести к радиоактивному загрязнению рек, озёр и подземных питьевых водоносных горизонтов. Люди могут остаться без питьевой воды и чистых продуктов питания. Будет нанесён урон и всей природе Курганской области. Дело в том, что Добровольное находится на территории водосбора в пойме реки Тобол. Кроме того, месторождение расположено на землях, имеющих сельскохозяйственное и рекреационное значение – здесь стоят дома отдыха и детские лагеря. «В связи с этим мы снова просим провести государственную и общественную экологические экспертизы на право пользования месторождением Добровольное» – говорит руководитель общественного движения «Курган-Антиуран» Николай Афанасьев.

Движение выступает за проведение независимой экологической экспертизы. А если она выдаст отрицательное заключение – за проведение референдума жителей Курганской области о запрете разработки месторождения.

Иск к Дмитрию Медведеву

3 июня 2017 года было опубликовано распоряжение правительства РФ № 1131-р о праве пользования участком недр АО «Далур». В связи с этим сейчас Верховный суд приступил к рассмотрению иска, выдвинутого общественниками к правительству России и лично к Дмитрию Медведеву (именно Медведев подписал бумаги о продаже права на добычу урана на Добровольном. – Ред. ). Люди запросили у представителей власти документы по порядку принятия распоряжения председателя правительства о продаже права на разведку и добычу урана на Добровольном с аукциона.

– Первое заседание Верховного суда РФ состоялось по административному иску региональных активистов, считающих незаконным распоряжение правительства, после принятия которого стали возможны разработки урана, – говорит курганский правозащитник Габдулла Исакаев. – Граждане утверждают, что не были соблюдены процедуры принятия постановления, не проведена оценка воздействия на окружающую среду. В настоящее время рассмотрение этого громкого дела отложено до конца августа.

50 тонн серной кислоты

– Ещё в начале 90-х годов в пойме реки Тобол велись геологоразведочные работы, – продолжает свой рассказ Николай Афанасьев. – Вскоре после этого начали рождаться двухголовые утята. Возникло подозрение: виной всему раскопки на урановом месторождении. Пригласили специалиста по контролю за радиоактивным загрязнением. В одном из глинохранилищ прибор показал превышение альфа-излучения в 500 раз! Это глинохранилище находилось недалеко от села, и в образовавшемся углублении скапливалась дождевая вода. Коровы и козы пили воду в этих местах, а глину приносили на своих копытах в село... Но это была всего лишь радиоактивная глина, а что же тогда говорить про урановую руду? В каждую скважину на месторождении хотят закачать по 60 тонн концентрированной серной кислоты.

– Если начнётся добыча ураносодержащих солей, мы уничтожим реку Тобол и все водоёмы, находящиеся в пойме, даже если всё это пойдёт без аварий, – считает профессор Таранов.

По теме

– Скважины бурят через каждые 200 метров, площадь всего месторождения – более 370 квадратных километров, – рассказывает член общественного движения «Курган-Антиуран» Андрей Шулятьев. – На глубину 350 метров будет закачано более 50 тыс. тонн концентрированной серной кислоты.

Николай Афанасьев и Андрей Шулятьев свои выводы делают на основе геологической характеристики, представленной организацией «Уралнедра». Группу поддерживает авторитетный учёный – профессор Курганского государственного университета Алексей Таранов.

Местные жители продолжают требовать проведения независимой общественной экспертизы месторождения. В ближайшее время они намерены представить свои доводы общественной комиссии при Департаменте природных ресурсов Курганской области. В своём иске к «Далуру» активисты общественного движения указывают на незаконность действий предприятия при подаче заявки на участие в аукционе, так как они нарушают конституционное право людей на благоприятную окружающую среду.

– Уставной капитал общества составляет 909 370 рублей, – рассказывает Андрей Шулятьев. – В случае ЧП АО «Далур» не сможет покрыть даже минимальный экологический ущерб собственными ресурсами, а ведь деятельность по добыче и переработке радиоактивной урановой руды несёт большие экологические и коммерческие риски.

Второй Чернобыль?

Группу «Курган-Антиуран» поддерживает, как было отмечено выше, авторитетный учёный – доктор технических наук, профессор Курганского государственного университета, председатель общественного совета при Департаменте природных ресурсов Курганской области Алексей Таранов.

– Если начнётся добыча ураносодержащих солей, мы уничтожим реку Тобол и все водоёмы, находящиеся в пойме, даже если всё это пойдёт без аварий, – считает профессор Таранов. – Месторождение Добровольное расположено в пойме на водосборе, то есть вся вода, которая течёт в Тобол, будет проходить через водоносный горизонт, вымывать радиоактивные и токсичные соединения. И всё это будет попадать в колодцы.

Это будет пострашнее Чернобыля, потому что при добыче урана попутно выделяется радий – стойкий радиоактивный элемент. При этом выделяется радон – смертельно опасный радиоактивный газ.

– Двадцать лет назад мы всё это очень доходчиво объяснили бывшему губернатору Курганской области Олегу Богомолову. Он всё понял. Богомолов отказал АО «Далур», – говорит Алексей Таранов. – Я тоже, будучи студентом, участвовал в разведывательных работах на месторождении Добровольное. Мой брат тогда был главным геофизиком этой экспедиции на месторождении Добровольное. Но вскоре он умер от радиационного заражения.

P.S. Редакция «Нашей Версии» будет следить за развитием событий вокруг скандального уранового месторождения.