В разделе

«Если вы хотите контролировать мир, вы должны контролировать нефть», – говорил один из ныне покойных нефтяных магнатов. Для России нефть, как известно, остаётся кормилицей и поилицей, отчего разработка месторождений идёт полным ходом. Однако, как выясняется, огромное количество нефти остаётся под землёй. Вот и учёные свидетельствуют: средняя проектная величина коэффициента извлечения нефти (КИН) в РФ постоянно снижается и сегодня составляет менее 35%. Выходит, более 65% нефти остаётся в земле.

Тем временем эксперты утверждают: увеличение КИН всего на 1% равносильно открытию нового мощного месторождения. А рост этого коэффициента на 5% мог бы соответствовать добыче дополнительно 90 млн тонн нефти в год. Но нефть продолжает оставаться под землёй в задраенных скважинах. При этом иногда эти скважины вдруг начинают фонтанировать, заливая чавкающей жижей всё живое, причиняя вред экологии. Всего, согласно некоторым данным, с 1965 года советские, а затем российские нефтяники оставили под землёй более 15 млрд тонн потенциально извлекаемых запасов.

Как манят «жирные» месторождения

– Нефтяные залежи – своего рода закрытые банки, которые находятся под давлением газовой «шапки», – говорит изобретатель Лев Царевский. – Когда пробуривается скважина, нефть начинает бить фонтаном. Но давление постепенно падает. И когда нефть перестаёт фонтанировать, ставятся нефтекачалки. Но затем давление опять падает и используется вторичный метод: бурятся новые скважины или используется часть старых, в которые закачивают воду. Водный поршень начинает вновь поднимать нефть.

Когда же и этот метод себя исчерпывает, нефтяники сворачивают работы и уходят на новые «жирные» месторождения. Однако в нефтяных пластах остаётся ещё немало «чёрного золота». Добыть его можно так называемыми третичными методами. Их особенностью является применение «агентов», чья вытесняющая способность больше, чем у воды. Однако нефтяникам делать это непросто, да и дорого. Поэтому миллионы тонн «чёрного золота» остаются спать в пробуренных скважинах. Огромное количество нефтяных скважин пробурили ещё во времена СССР. Всего к категории опасных отнесено более 700 скважин. Эти нефтяные колодцы располагаются в Ингушетии, Коми, Тюменской области, а также в Ямало-Ненецком АО и Дагестане.

– Долгие годы шла дискуссия по поводу того, кому – государству или предприятиям – нести основное бремя расходов на старых месторождениях, – говорит доктор геолого-минералогических наук, профессор Аркадий Курчиков. – Проблема нешуточная: на Самот­лорском месторождении пробурено почти 17 тыс. скважин. Но используется менее трети.

Справка

По данным Министерства энергетики, в стране имеется 160 тыс. нефтяных скважин. Ежегодно в России бурится около 6 тыс. скважин. Сегодня у нас в стране около 2 тыс. буровых, в рабочем состоянии – 1,5 тысячи.

Искусство притягивать нефть

– Заброшенными нефтяными скважинами у нас в стране занимался уже покойный академик Вячеслав Селяков, – продолжает Лев Царевский. – Он изобрёл технологию электровоздействия на продуктивные нефтяные пласты. И скважина снова начинала давать нефть! Это изобретение академик Селяков внедрил как в России, в Краснодарском крае, так и в Китае, Индии, Ливии и Венесуэле. Но Краснодарскому краю, где насчитывается более 300 брошенных скважин, не повезло. Было решено их зацементировать. Хотя каждая из этих скважин могла бы давать по полтонны нефти в сутки.

По теме

В НИИ химии Саратовского государственного университета разработали технологию «омолаживания» скважин. «Особая методика позволяет выбирать из заброшенных скважин столько нефти, что делает их вновь пригодными для дальнейшего использования, – говорит бывший директор НИИ химии Анатолий Демахин. – Наша технология основана на разной реакции воды, пластов пород и нефти на особый реагент, внедряемый в скважину. Его основа – мелкоизмельчённый порошок диоксида кремния, к которому добавлены реагенты, придающие порошку водоотталкивающие свойства. Эта смесь позволяет отталкивать воду и притягивать нефть. Технология позволяет повысить нефтеносность на 50%».

Саратовская технология была успешно опробована в Волгоградской области на Жирновском нефтяном месторождении. Но затем открытие саратовских учёных осталось без внимания.

Китайцы наступают

Кстати, уже появились новости о том, что заброшенными российскими скважинами сильно заинтересовались китайцы. Инвесторы из Поднебесной выражают интерес к проекту в Ингушетии. Об этом сообщил начальник отдела топливно-энергетического комплекса Компромсвязи республики Адам Гудантов: – К нам приехала группа инвесторов из Китая. У них вызвал интерес проект по восстановлению заброшенных нефтяных скважин. У китайских инвесторов есть большой опыт использования передовых технологий, которые ранее были опробованы в Казахстане. Эти технологии предполагают проведение реконструкции и ремонт скважин, которые вновь запускаются и становятся рентабельными. У нас, в Ингушетии, таких скважин более 300.

Вот только один вопрос хочется задать в этой связи: а какими методами пользуются китайцы при реконструкции нефтяных скважин? Уж не открытием ли академика Вячеслава Селякова, которое они «поймали» несколько лет назад? Напомним, именно академик Селяков изобрёл технологию электровоздействия на нефтяные пласты. И скважина снова начинала давать нефть. Сделаем правильные выводы?

Чёрная угроза

Нефть под ногами

Учёт брошенных скважин не ведётся последние 15 лет. В этом вопросе крайне важен и экологический аспект. В Дагестане ситуация такова, что некоторые загаженные земли пора объявлять зоной экологического бедствия. В Новой Шешме, в Татарстане тоже много брошенных скважин. Иногда они начинают фонтанировать.

Не всё ладно на острове Сахалин, где есть заброшенные нефтяные трубопроводы, проложенные ещё в 1930 году. Эти вросшие в землю трубопроводы наполнены нефтью. Они тоже представляют экологическую опасность.

– Природоохранная прокуратура Сахалинской области обеспокоена состоянием более 400 бесхозных нефтяных скважин, – сообщил сахалинский межрайонный природоохранный прокурор Юрий Хщенович. – Они никому не принадлежат, и никто их не обслуживает.

Один из последних разливов из заброшенных скважин произошёл в курортной Анапе в посёлке Виноградный, где в своё время производилась добыча нефти. Потом скважины были зацементированы. Местные жители сообщили журналистам, что нефть в этом месте регулярно вытекает на поверхность, а жертвами становятся цапли, бакланы, утки, фазаны и даже ястребы, занесённые в Красную книгу.

Изначально на законсервированных скважинах находились бетонные заглушки. Однако позже пробки весом более тонны бесследно исчезли. По всей видимости, нефть, вышедшая на поверхность, стала для кого-то лакомой бесплатной добычей. Сейчас заглушки на скважины ставят вновь. Но долго ли они простоят, если под ними плещется столько бесплатного «чёрного золота»?

Надежда Попова, "Версия"