САЙТ ЖУРНАЛИСТА НАДЕЖДЫ ПОПОВОЙ

"Аргументы недели",отдел расследований - 2006 -2012г.

Журнал "Объектив",отдел расследований - 2013-2016г. Газета "Версия"-2014-2018г. С мая 2018г.- The Moscow Post,отдел расследований.
"Меченый атом"

24.03.16

Прощай, оружие ответного удара

 

Олег Химаныч, морской историк



И всё-таки они уходят – грозные и уникальные ракетоносцы академика Сергея Никитича Ковалёва, самые крупные подводные корабли в истории мирового мореплавания, занесённые в Книгу рекордов Гиннесса…



Всего их было шесть. На нынешнюю пору оставались трое – ТК-17 «Архангельск», ТК-20 «Северсталь» и К-208 «Дмитрий Донской». Последний является ходовым кораблём. «Архангельск», «Северсталь» ждали своей участи у причала Беломорской военно-морской базы. Ждали и обречённо, и с надеждой много лет, такое впечатление - рука утилизаторов никак не поднималась пустить их на шихту. Время от времени озвучивались идеи продлить им срок службы – и дельные идеи, и те, что на грани бреда. И вот тихо оглашённый приговор: 10 марта на портале государственных закупок появился документ от корпорации «Росатом», в нём говорится, что на демонтаж обтекателей и крышек пусковых шахт атомной подлодки ТК-17 «Архангельск» планируется потратить 28,6 млн рублей. Деньги выделены – процесс пошёл.


Нам было что защищать

С ковалёвских атомных подводных кораблей-ракетоносцев я ушёл в журналистику. Было это весной 1975-го. Последующий проект Сергея Никитича, 941-й, достиг уже финишной стадии разработки, и до закладки первой «Акулы» на северодвинском стапеле оставался год. Но связи мои с производством оказались достаточно прочными, чтобы в целом понимать, а потом и отслеживать огромное (во всех отношениях) дело, лучших конструкторов страны и лучших корабелов Севмаша.

Любителям рассуждать об агрессивных планах Советского Союза напомню – решение строить «Акулы» было принято только после того, как США отклонили наше предложение отказаться от создания подлодок класса Ohio. В этом смысле «Акулы» однозначно явились средством сдерживания, оружием ответного удара. Кое-кто сегодня об этом забыл, а скорее, сделал вид, что забыл. Таким можно напомнить слова генсека Л.И. Брежнева на XXVI съезде КПСС: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-1». Аналогичная система «Тайфун» имеется у нас».

Первую «Акулу», заказ 711, выводили из эллинга 27 сентября 1980-го. Главное фото, сделанное тогда, уверен, помнят многие северодвинцы, мои сверстники. На внушительном носовом обтекателе подлодки – огромное полотнище Военно-морского флага (из-за размеров его специально заказывали на фабрике), чуть ниже слева крупно в три строки: «Нам есть что защищать. У нас есть чем защищать. У нас есть кому защищать», по центру - стилизованное изображение атакующей акулы, и дальше, уже справа: «Агрессивные планы США не пройдут!» Защитить каждая из «Акул» могла двадцатью межконтинентальными баллистическими ракетами с разделяющимися боевыми частями. И оставьте стенания, господа пацифисты! Все мы тогда, как говорится от мала до велика, гордились этими словами и причастностью нашего города к ним!


Рекорды для Гиннесса

Он и сегодня восхищает и внушает трепет – ковалёвский корабль 941-го проекта, ходящая по морю, ныряющая в его глубины махина: свыше 172 метров в длину, больше 23 метров в ширину, 23200 тонн стандартного водоизмещения, а если полное и с балластом – все 40 тысяч тонн! Многих «Акулы» удивляли (если не поражали) своей необычной архитектурой. Так вот, прежде чем они получили такие очертания, конструкторы проработали свыше двухсот вариантов. Только вдумайтесь – свыше двухсот!

Другой вопрос, что «Акулы» оказались не только самыми крупными подлодками в мире, но и самыми надёжными! Сергей Никитич Ковалёв, помнится, популярно пояснял данный феномен… В двух прочных корпусах две автономные энергетические установки, каждая работает на свой винт, и проблемы одной из них никак не сказываются на работоспособности другой. Прочные корпуса соединены между собой в носу, в корме и в средней части – в крайнем случая (тяжёлая авария) личный состав имеет возможность перейти из одного в другой.

Любая авария каждой из двадцати ракет не ведёт к повреждению корпуса и травмированию людей – ракетные шахты вынесены вне корпусов. Точная цитата от Сергея Никитича: «Можно утверждать, что многие аварии, закончившиеся для других подводных лодок трагически, на лодке проекта 941 к таким последствиям не привели бы».


«Зубры» эпохи

Севмаш строил ковалёвские «Акулы» в кооперации с более чем 1000 предприятий Советского Союза - почувствуйте масштаб! В орбите создания кораблей 941-го проекта вращались крупные личности не только по должности, но и по организаторским способностям: Дмитрий Фёдорович Устинов, Борис Евстафьевич Бутома, Сергей Александрович Афанасьев, Игорь Сергеевич Белоусов… Есть ли сегодня такие «зубры» у России?! А имеются ли второй Виктор Петрович Макеев или Игорь Дмитриевич Спасский?! «Твёрдое» топливо для ракет «Акулы» создавал Борис Петрович Жуков, системы управления ракетой - Николай Александрович Семихатов, бортовые гироприборы - Вячеслав Павлович Арефьев. Все они академики-практики! И снова сомнительно: есть ли такие умы у России сегодня?! Потому что сегодня видим междоусобицу в академии, попытки напялить рыночный колпак на фундаментальную науку, куцый и косноязычный ЕГЭ, больше походящий на лотерею, чем на экзамен. Скажете, мол, нынче другая эпоха? Самое страшное - эту эпоху мы придумали и сляпали себе сами.


Без единого выстрела!

«Акулы» - тяжёлые ракетные крейсера - были сведены в 18-ю дивизию подлодок Северного флота. С кольской базы выходили они в океан, держали там ядерный паритет, осваивали подлёдные пространства Арктики, вплоть до Северного полюса, несли боевое дежурство, вели практические учебные пуски ракет.

Главным их оружием являлись трёхступенчатые твёрдотопливные межконтинентальные ракеты Р-39 (РСМ-52) комплекса Д-19. По дальности полёта, по забрасываемой массе, количеству боевых частей они превосходили американский аналог Trident, и это безусловный плюс. Минусом были крупные габариты – здесь сказалось многолетнее отставание Союза в создании твёрдотопливных ракет. Однако, как и сама подлодка, они показали высокую степень надёжности – только в период испытании было «отстреляно» порядка 20 ракет, и без единого сбоя! Казалось бы, чего желать лучше! Однако в 1988-м производство комплекса Д-19 остановили. Пытались, было, разработать замену – Д-19УТТХ, но неудачно. После подписания договора ОСВ-2 в припадке любвеобилия к США наши политики вообще согласились на ликвидацию трёх «Акул», причём на фоне продления срока службы американских подлодок Ohio до 2023—2026 года!

Резали мы свои корабли сами, на деньги США и Канады по программе «Совместное уменьшение угрозы». То-то была радость у «супостата» - уничтожили без единого выстрела и русскими руками половину русских «Акул»!

В боевых порядках, хотя и без ракет, оставались ещё ТК-17 «Архангельск» (последний выход в море в 2004-м), ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство в 2002-м), а также переоборудованная под испытания ракет «Булава» подлодка К-208 «Дмитрий Донской»… А потом началось нечто похожее на водевиль в провинциальном театре, где актёры к тому же запутались в тексте.

Правда, актёрами в данном случае выступали высокие государственные мужи. В августе 2007 года главком ВМФ Владимир Масорин заявил, что модернизация «Акул» под ракетный комплекс «Булава-М» не предусмотрена до 2015 года. В мае 2010 года уже другой главком - Владимир Высоцкий: подлодки проекта 941 будут находиться в боевых порядках флота до 2019 года. Мол, их модернизационные возможности очень большие и вполне годится вариант с размещением на них крылатых ракет, как на лодках класса Ohio в США. Однако уже в сентябре следующего года наше Минобороны заявило, что «Акулы» якобы не укладываются в лимиты договора СНВ-3 и, как избыточно дорогие в сравнении с ракетоносцами типа «Борей», будут списаны и утилизированы до 2014 года, так как варианты переоборудования их в транспортные или подлодки-арсеналы чрезмерно дороги. А затем – здравствуйте, я ваша тётя - вице-премьер Дмитрий Рогозин: Россия решила временно отказаться от утилизации. Срок годности подлодок продлят до 30-35 лет, а на «Акулах» каждые семь лет будут менять электронику и вооружение. В феврале 2012 года ещё хлеще: оказывается, основное вооружение «Акул» - ракеты РСМ-52 утилизированы не полностью, и поэтому до 2020 года возможен ввод в строй «Северстали» и «Архангельска». И тут же в марте: подводные лодки проекта 941 не будут модернизированы по финансовым соображениям, ибо глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подлодок проекта 955 «Борей»…

«Водевиль» меж тем закончился печально - утилизацией…

* * *

Мне знакомо чувство гордости корабела, и знаю людей, которыми и сегодня оно владеет, когда разговор заходит о созданных на Севмаше кораблях. Это радует, потому что означает - не всё ещё в нашем изуродованном обществе забыто, растрачено, утеряно. Замечательно, что порой это чувство, будто по наследству, переходит к сыновьям, которые гордятся, что труд родителей вложен в такие уникальные подлодки, как «Золотая рыбка» (661-й проект), «Комсомолец», те же «Акулы»…

Кстати, доводилось слышать, мол, «Акулы» были любимыми творениями Ковалёва. Берут сомнения. Уже потому, что у творца нет нелюбимых творений, любое детище ему дорого. И потом, сложилось впечатление, что не только законной инженерной гордости, но и человеческой теплоты в словах Сергея Никитича было больше, когда рассказывал он о своих подводных ракетоносцах из серии проекта 667. Впрочем, вопрос этот слишком субъективный…

А вот понимал ли генеральный конструктор Ковалёв - современник и свидетель того, как «прораб перестройки» Ельцин громил отечественный флот и Отечество в целом, - всю обречённость своего проекта 941 – уникальных «Акул»? Думаю, да. Мудрейший академик Ковалёв, выдающийся инженер и провидец, не мог этого не понимать. И всё же нет - нет да и ловлю себя на мысли: хорошо, что Сергей Никитич не застал последнего решения «Росатома»…


"Северная неделя", 23.03.2016

назад

Другие статьи
ad_600x150